Время новостей
     N°42, 12 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.03.2002
Мобилизация потребителей
Россияне теперь хотя бы понимают, когда их обманывают
Госдума России заранее начала отмечать Всемирный день потребителя, который весь мир отпразднует 15 марта. Вчера экспертный совет нижней палаты по проблемам регулирования потребительского рынка и защиты прав потребителей вместе с Союзом потребителей России и Международной конфедерацией обществ потребителей (КонфОП) провели предпраздничную пресс-конференцию.

На ней было объявлено, что этот год с точки зрения потребителей юбилейный: ровно 40 лет назад, 15 марта 1962-го, американский президент Джон Кеннеди провозгласил в конгрессе четыре основных права потребителя: право на безопасность товаров и услуг, на исчерпывающую о них информацию, на возможность выбирать лучшее, а не брать что дают, на поддержку со стороны властей. А для россиян юбилей двойной: десять лет назад в нашей стране был принят собственный закон о защите прав потребителей. «За это время мы прошли путь, на который другим странам понадобились десятилетия, -- утверждает член потребительского экспертного совета Госдумы депутат Петр Шелищ. -- Правда, нарушений меньше не становится, но люди все лучше узнают свои права и способы их защиты». Из социологических опросов Союза потребителей, которые ведутся уже семь лет, видно, что ежегодно от нарушения своих прав страдают 92--95% наших сограждан. Их обвешивают на рынках, неправильно рассчитывают плату за телефон и отправляют в туры с проживанием в несуществующих турецких отелях. Но половина опрошенных утверждает, что намерена активно защищать свои права. Правда, статистические данные показывают, что картина в реальной жизни значительно отличается от полотен социологов. В 2001 году в судах рассматривалось лишь полторы тысячи «потребительских» дел. Тысячу дел уже разрешили, причем 82% -- в пользу истца. «К сожалению, все еще довольно большое количество процессов проигрывается из-за невысокой квалификации судей, -- говорит руководитель союза потребителей Ростовской области Татьяна Ситникова. -- И новый виток проблем ожидается в связи с появлением мировых судей: наш опыт общения показывает, что многие из них даже не читали закон о защите прав потребителей».

Судя по всему, в ближайшее время натиск со стороны довольно многочисленных потребительских обществ предстоит выдержать операторам мобильной связи, поскольку участились жалобы граждан на чрезмерные счета за разговоры. Причем зачастую деньги снимаются даже в тот момент, когда абоненты не пользуются трубками. «Вряд ли сами компании делают такой бизнес на своих клиентах, -- считает г-н Шелищ. -- Но в любой фирме могут быть недобросовестные сотрудники. Как показывает практика, техническая экспертиза в данном случае не помогает. Видимо, следует просто вести учет претензий клиентов к оператору. Чтобы потребитель видел: у компании «А» их в год сто, а у «Б» -- десять, и мог сделать выбор». По словам председателя КОНФОП Александра Аузана, пока у крупнейших сотовых компаний вообще нет механизма предъявления рекламаций. «Они создавались, когда сотовая связь была элитной, за нее платили либо бухгалтерии фирм и учреждений, либо люди, которых не волновало, есть ли ошибка в счете, -- говорит г-н Аузан. -- Теперь отделы рекламаций просто необходимы, потому что сотовая связь становится массовой, и возможно, на наших глазах с ее помощью произойдет разрушение естественной монополии операторов традиционной телефонии».

Иван СУХОВ