|
|
N°42, 12 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Часы ввозят не поштучно, их ввозят чемоданами, мешками, на вес»
На вопросы корреспондента о сегодняшней ситуации на российском рынке часов отвечает главный инженер и первый заместитель генерального директора Второго часового завода «Слава» Александр ФИЛИППОВ.
-- Как вы оцениваете ситуацию на рынке часов?
-- Этот вопрос очень сложный. Часовая промышленность уже давно предоставлена сама себе. Государство о нас не заботится. Выживешь -- хорошо. Не выживешь -- ну и бог с тобой. В советские времена часовая промышленность была представлена восемнадцатью заводами. Сейчас на плаву фактически остались чистопольский «Восток», Первый Московский часовой завод, который в основном работает на комплектующих, наш Второй часовой завод «Слава», угличская «Чайка». Я не беру заводы ближнего зарубежья, которые тоже сейчас переживают очень сложные времена, в России же реально осталось четыре-пять заводов, которые делают погоду.
На примере нашего завода могу сказать, как изменилась ситуация. В лучшие времена, когда 80% продукции шло на экспорт, у нас работало до 12 тысяч сотрудников. Сейчас же -- около полутора тысяч человек. Мы находимся в Москве -- здесь другой уровень жизни и другое ценообразование. И та зарплата, которую мы сегодня можем предложить, совершенно не стимулирует приток молодежи, да и вообще рабочей силы. Мы живем только благодаря старому кадровому составу. Средний возраст наших сотрудников -- 50 лет.
Объемы производства завода резко упали. Если раньше мы делали до 10 млн часов в год, то сейчас недотягиваем и до двух миллионов. Основная продукция нашего завода -- механические будильники, наручные механические часы и немного непрофильной продукции. Мы участвуем в программе Москвы по энергосбережению и совместно с заводом «Водоприбор» выпускаем счетные механизмы для горячей и холодной воды.
-- А с чем был связан упадок производства?
-- Во-первых, когда только началась перестройка, у людей появилась возможность зарабатывать в других местах гораздо больше, чем они получали на производстве, и начался, естественно, отток кадров. Во-вторых, в это время то камни резко дорожали, то пружины, то какой-то завод не смог производить тот или иной материал. Часы -- прибор точной механики, но он очень мелкий, и расход материалов на его производство незначительный по объемам. Поэтому многие предприятия стали отказываться от заказов часовщиков на поставку материалов. Все это привело к тому, что объемы производства часовой промышленности сократились. Ну и, конечно, неконтролируемый ввоз продукции из-за рубежа тоже сделал свое черное дело.
-- А как сейчас обстоят дела с «серым» импортом?
-- «Часпром» постоянно проводит ежеквартальные исследования состояния часового бизнеса в России. По их данным, за прошлый год в России было продано порядка 30 млн часов. А все часовые заводы России произвели порядка 6 млн часов, официально через таможню прошли еще несколько миллионов. Значит, около 20 млн были ввезены контрабандой. Дешевый «серый» импорт -- это не только минус в налоговой казне государства, но и большой удар по часовым заводам. Как конкурировать, если правила игры не в нашу пользу? В основном контрабанда поступает к нам из Юго-Восточной Азии (Китай, Гонконг). Эти часы продаются где угодно: в поездах, в ларьках, в переходах -- по цене около 100 рублей. А на сегодняшний день только пошлина на ввоз -- порядка двух экю, это около 60 рублей. Их ввозят не поштучно, их ввозят чемоданами и мешками, на вес.
-- Коснулась ли проблема подделок ваш завод?
-- Да. В Юго-Восточной Азии российские предприниматели размещают в больших количествах заказы на продукцию под чужой маркой, в том числе и под нашей маркой «Слава». Потом все это ввозится в Россию и продается по более низким ценам относительно оригинальной продукции. Подделки сбивают российским производителям цену и портят отношение к нашим торговым маркам. Ведь то, что производится в Китае, -- это штамповка. И любой здравомыслящий человек, когда покупает часы, должен знать, что если нет гарантийного талона, если нет сервисного обслуживания, значит, часы каким-то образом были произведены нелегально. Мы пытаемся с этим бороться, но это крайне сложная задача.
Часто часы под нашей маркой, которые приносят в сервис-центр для ремонта, не имеют к нашему заводу никакого отношения. Бывают случаи, когда на часах написано «Слава», «Восток» или «Полет», открываешь, а там непонятно что -- чуть ли не тараканы вместо механизма. Рядовой потребитель практически не в состоянии отличить подделки от оригинала.
Кстати, в России сейчас нет производителей кварцевых наручных часов. А посмотрите, сколько в России продается кварцевых часов, на которых написано «Сделано в России». На днях нам пришло письмо от «Часпрома», в котором предлагается подготовить материалы по подготовке защитных мер отечественной часовой промышленности от недобросовестного импорта часов, осуществляемого зарубежными фирмами. Также мы готовим очередное письмо в Государственный таможенный комитет с просьбой защитить нас и навести порядок в своих структурах.
-- Вы говорили, что сейчас в России всего несколько работающих часовых заводов. Но ведь фирм, которые заявлены как производители, очень много. Что это за фирмы?
-- На сегодняшний день в Москве, по моим подсчетам, существует около 300 организаций, которые занимаются часами. Прежде всего это крупные оптовые фирмы, которые покупают механизмы и собирают часы под своими марками. Вот, например, компания «Новое время», которая арендует у нас помещение и делает часы под маркой «Рекорд». Большая часть «начинки» этих часов производится с нашими механизмами, а корпус покупается за границей. По закону отечественным является продукт, сделанный на 70--80% из «родных» комплектующих, поэтому в данном случае ни о каких нарушениях закона говорить не приходится. Гарантийные обязательства к таким часам тоже, естественно, прилагаются.
-- Почему многие заводы стали покупать импортные корпуса?
-- Действительно, сейчас наметилась тенденция закупки деталей внешнего оформления за рубежом, чаще в Китае. Во-первых, это дешевле, во-вторых, качественнее. Там очень дешевая рабочая сила. И к тому же китайцы очень быстро реагируют на все мировые нововведения. Я в этом ничего зазорного не вижу: многие известные швейцарские фирмы свои часы производят, собирают и аттестуют в Китае. Если это не подделка, если это хорошо сделано и если держатель марки разрешил собирать свою продукцию в чужой стране, в этом ничего плохого нет.
-- А в России появляются свои новые разработки?
-- Никто сейчас из часовых заводов не производит новую «начинку» для часов. Единственное, чем сейчас все занимаются, -- это создание нового дизайна. Здесь у каждой марки своя ниша, какое-то свое направление. Поэтому сказать, что мы совсем стоим на месте, нельзя. Рынок сейчас настолько стал богатым, что только смотри за новинками и пытайся их применить в своем производстве.
-- На каком уровне сейчас находится экспорт?
-- Мы продаем механизмы за границу в незначительном количестве. Каждый месяц -- всего лишь несколько тысяч. Наши экспортеры -- это в основном страны Западной Европы (Германия и Швейцария). Иногда бывают крупные разовые поставки. Например, в прошлом году для Северной Кореи мы делали огромный заказ (больше ста тысяч часов).
Нашей гордостью является тот факт, что завод «Слава» производит 65--70% отечественных будильников. В больших количествах мы отправляем их на Украину и в Белоруссию, потому что там нет заводов по производству будильников. Мы отправляем им механизмы, а они делают к ним свои корпуса и таким образом под маркой «Вымпел» торгуют нашими будильниками.Российский рынок часов
Производство часы бытовые (в том числе наручные), (в млн.шт.)
1997г. - 5
1998г. - 3.8
1999г. - 6,3
2000г. - 7,4
2001г. - 7
импорт (млн. долл.) - часы и их части
1997г. - 22,5
1998г. - 16,3
1999г. - 9,9
2000г. - 16
экспорт (млн, долл.) - часы и их части
1997г. - 5,3
1998г. - 4
1999г. - 6,2
2000г. - 3,7
Екатерина САШЕНКО