Десять процентов ДТП в России происходят из-за плохого технического состояния автомобилей
Ежегодно на автодорогах России случается 140--180 тысяч зарегистрированных крупных и мелких дорожно-транспортных происшествий, а также втрое больше мелких ДТП, для регистрации которых автоинспекция не привлекается -- владельцы автомобилей стараются разойтись полюбовно. В результате свыше полутора миллионов автомобилей ежегодно направляется в ремонт. По этому показателю Россия сравнима с Великобританией, где машин в абсолютном исчислении раз в пять больше. Но у нас в отличие от Англии свыше 10% ДТП происходит из-за плохого технического состояния автомобиля.
Это неудивительно, серьезных высококачественных автосервисов в России крайне мало -- на уровне статистической погрешности. Так, в Москве в настоящее время действует, согласно официальной статистике, более 2,5 тыс. объектов автосервиса, но, по данным управления транспорта и связи, только 10% из них отвечают современным техническим требованиям к качеству услуг. Не меньшее количество точек по обслуживанию автомобилей существует на нелегальных основах (при автостоянках, автобазах, гаражных кооперативах), однако, по мнению
многих автовладельцев, уровень обслуживания и, главное, ответственности в подпольном автосервисе заведомо выше, чем в средненьком, но легальном. Тем не менее бизнес этот весьма перспективный.
Очевидно, что по мере увеличения количества автомобилей рост ДТП в силу увеличения количества и «качества» пробок, ухудшения подготовки водителей и т.п. будет явно опережающим, а прибыльность и объемы бизнеса на автосервисе будут только расти. Этому будет способствовать и прогнозируемое увеличение к 2010 количества «четырехколесных друзей человека» в России вдвое одновременно с «одряхлением» большого количества машин как импортного, так и отечественного производства.
Однако быстрого роста качества обслуживания ожидать не приходится. Дело в том, что в России, как это ни странно, практически нет квалифицированных ремонтников. Хотя в 90-е годы в техобслуживание ушли наиболее толковые из инженерного корпуса бывшего СССР, но лет через пять-шесть многие из этих умельцев достигнут пенсионного возраста. Воспроизводства кадров не предвидится, немалая часть талантливой и просто толковой институтской молодежи «закупается» уже начиная с 3-го курса рекрутинговыми фирмами для последующей работы на Западе, а соответствующих учебных заведений наподобие знаменитых полугодовых курсов Volkswagen для автомехаников в стране нет и не предвидится, обучение ведется «старым казацким» способом «пожилой мастер -- молодой подмастерье». При этом дефицит кадров наблюдается уже сегодня. И все больше автосервисов используют вместо бывших советских инженеров плохо обученные и малоквалифицированные молодые кадры. Правда, есть надежда на улучшение качества используемой техники. Эксперты считают, что если бы качество техобслуживания было на уровне среднезападноевропейского, например германского, то количество персонала, занятого в российском автосервисе, уменьшилось бы как минимум в два раза. И тогда отсутствие подготовленных специалистов не так сильно ударило бы по автолюбителям.
Интересным представляется тот факт, что среди развитых стран высоко котируется израильский автосервис, -- более половины работающих в этой отрасли приехали из бывшего СССР с хорошими инженерными дипломами и знаниями, и встретить среди мастеров главного инженера развалившегося оборонного предприятия можно сплошь и рядом. Проигрывает на общем мировом фоне автосервис в США, славящийся сверхвысокими ценами и зачастую невысоким качеством работ. Среди тамошних автомехаников инженеров не найти днем с огнем, контингент в основном состоит из латиноамериканцев с низким образовательным цензом. Сами же американцы, еще в 50-е годы славившиеся своей «рукастостью», ни за что не попробуют самостоятельно устранить даже малейшую неисправность, идея узкой специализации дала свои плоды.
У нас же пока каждый третий сидящий за рулем автомобиля может смело сдавать экзамен на автомеханика. Это о многом говорит -- и в первую очередь о состоянии дел на российском автосервисе, его оперативности, качестве и ценах.
Рейтинг эксплуатационной надежности импортных автомобилей (от более надежных к менее)
1. Mercedes-Benz. 2. Audi. 3. Porsche. 4. BMW. 5. Volkswagen. 6. Toyota. 7. Peugeot. 8. Renault. 9. Honda. 10. Ford. 11. Smart. 12. Opel. 13. Subaru. 14. Citroen. 15. Volvo. 16. Jaguar. 17. Skoda. 18. Suzuki. 19. Nissan. 20. Saab. 21. Seat. 22. Daihatsu. 23. Alfa Romeo. 24. Mitsubishi. 25. Mazda. 26. Fiat. 27. KIA. 28. Lancia. 29. Hyundai. 30. Chrysler. 31. Daewoo. 32. Rover.
Рейтинг автомобилей по сложности в ремонтном обслуживании
Сложность ранжирована по возрастанию номеров
1. |
ВАЗ 2101--2107 |
2. |
ВАЗ 2108--2112 |
3. |
ГАЗ |
4. |
Volkswagen |
5. |
Scoda |
6. |
Daewoo |
7. |
Opel |
8. |
Audi |
9. |
Renault |
10. |
Peugeot |
11. |
Honda |
12. |
Toyota |
13. |
Nissan |
14. |
Mitsubishi |
15. |
Mazda |
16. |
Ford |
17. |
BMW |
18. |
Saab |
19. |
Seat |
20. |
Fiat |
21. |
Volvo |
22. |
Subaru |
23. |
Mercedes |
24. |
Porsche |