Время новостей
     N°41, 11 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.03.2002
Где, что, почем
До введения свободных цен альфой и омегой автосервисной бухгалтерии был прейскурант №Б 50, который устанавливал по науке застойных времен, называвшейся «экономикой развитого социализма», жесткие расценки на все виды работ. Последнее издание сего бестселлера датировано 90-м, но прейскурант все еще в ходу, правда приведенный в доллары и с поправками на сезон, востребованность услуг именно данного сервиса и уровень инфляции. Кстати, нелегальный сервис также строит ценообразование на Б 50, иногда даже не зная об этом. Механикам гаражного бизнеса досконально известна стоимость работ в автосервисе за углом, в основе которых лежит краеугольным камнем прейскурант «Б-полтинник», как его называли во времена застоя. Но умудренный опытом мастер всегда может скорректировать сумму, предложенную умной книжкой.

На цену работ влияют некоторые базисные факторы, важнейшим из которых является спрос. Правда, не всегда этот фактор работает в правильном «капиталистическом» ключе, иногда изумленному взгляду представляется прямо противоположная картина -- никого на сервисе нет, а цену спрашивают как за капитальный ремонт «Мерса», -- отсутствие спроса может не снизить цену предложения, а взвинтить ее до зашкаливания.

«Продвинутый» хозяин сервиса конечно же скинет расценки процентов на 10--15, чтобы привлечь редкого клиента. И плата за услугу возрастет, если за воротами наблюдается очередь страждущих, как это бывает, например, по пятницам летом, перед выездом на дачу. Дорога предстоит дальняя, в бесконечных пробках, и малейшая неисправность может обернуться испорченными выходными.

Немаловажным фактором является платежеспособность клиента. По «прикиду» и манере держаться «серверы» безошибочно определяют толщину бумажника и готовность клиента расстаться с энной суммой. Этот фактор может поднять цену процентов на 40--50.

Некоторое влияние на изменение прейскуранта оказывает возраст автомобиля -- с годами крепеж ржавеет, и пустяковая операция по замене, скажем, шаровой опоры может потребовать применения газосварки, а это отнимает время и создает неудобства для ремонтников. За все это к оговоренной сумме могут приплюсовать несколько процентов.

Кстати, лучше всего обслуживаться на одной станции: с постоянного клиента берут несколько меньше, а качество обслуживания возрастает -- вступает в действие человеческий фактор, это относится даже к сверхфирменному суперсовременному сервису.

Стоимость работ для наших машин на «приличных» (сертифицированных) автосервисах в среднем по Москве составляет 8--10 долл./час, для иномарки -- от 10 до 50 долл./час.

Примерный прейскурант московского автосервиса на некоторые виды работ
Вид работы ВАЗы-классика Переднеприводные ВАЗы VW Golf-2
мин макс мин макс мин макс
Замена масла 100 150 100 150 150 180
Регулировка клапанов 250 300 350 500 350 500
Регулировка цепи/ремня привода ГРМ 30 50 50 70 30 30
Регулировка карбюратора, зажигания 200 300 250 350 250 350
Диагностика впрыска - 200 - 200 - -
Замена термостата 100 150 150 200 150 200
Замена системы выпуска 300 450 300 450 300 500
Замена маслосъемных колпачков 350 500 500 700 500 800
Полная переборка 3000 4000 3500 4000 4000 5000
Трансмиссия
Замена сцепления 650 800 800 1000 900 1200
Переборка коробки передач 1200 1500 1400 1800 1500 2000
«Сход-развал» 350- 400 400 500 400 500
Замена шаровой опоры 80 120 80 150 130 180
Переборка передней подвески 1500 1700 1000 1300 1600 1800
Рулевое управление -
Регулировка механизма 50 100 70 150
Замена наконечника тяги 120 150 120 180
Переборка 400 500 300 450 800 1200
Замена передних колодок 100 150 100 150 130 180
Регулировка стояночного тормоза 50 100 50 150 100 150
Переборка 800 1200 500 800 1000 1300
Электрооборудование - - -
Замена стартера 150 250 200 350 350 450
Замена ветрового стекла 180 250 200 350 350 400


Как видно из таблицы, ремонт не чересчур «крутых» иномарок по стоимости вполне сравним с ремонтом «народной модели» -- «девятки». Что опровергает миф о страшных издержках при содержании импортных автомобилей. Правда, запчасти к западным авто несколько дороже -- иногда даже в несколько раз, зато при покупке не на блошиных рынках гарантированно прослужат не один год в отличие от отечественных запчастей, замена которых осуществляется «по кругу» и большая часть не проработает и года (возможно, и недели). Плюс затраты на бесконечный ремонт. Недаром шести-семилетние иномарки ставят под вопрос само существование ВАЗа (по мнению его же владельцев-руководителей), а что касается автомобилей-десятилеток, то к этому времени от ВАЗов остается только ржавый остов, а Audi, например, за эти годы практически не стареет -- ни физически, ни морально.Качество ниже среднего

Fiat, GM и Renault не нашли кому в России заказывать запчасти

Неудовлетворительное качество автозапчастей, производимых на российских предприятиях, было зафиксировано в ходе исследования, проведенного фирмой Fiat Sp A при содействии ЗАО «Нижегородмоторс» и финансовой поддержке General Motors и Renault . Два года итальянцы искали на территории России предприятие, которое смогло бы производить автозапчасти для Fiat в соответствии с европейскими стандартами. Таковых обнаружено не было. Исследователи Fiat посетили 127 российских предприятий, производящих автозапчасти, оценивая их по 100-балльной шкале. 87 предприятий набрали менее 50 баллов, а 40 предприятий, заслуживших от 50 до 85 баллов, смогут сотрудничать с зарубежными автопроизводителями только через несколько лет, причем только в том случае, если смогут привлечь значительные инвестиции для своего развития. Fiat планировал найти для себя производителя автозапчастей среди предприятий, набравших более 85 баллов. Таковых не оказалось вообще. Эта информация была напечатана в Wall Street Journal.

Речь шла, естественно, о лучших легальных предприятиях (с лучшим оборудованием, качественным, по российским меркам, сырьем и подготовленным персоналом), поставляющих комплектующие на АвтоВАЗ и другие предприятия отечественного автопрома. Исследователи в процессе работы преследовали сразу две цели -- искали возможность получать дешевые детали из России за счет низкой стоимости отечественной рабсилы и выясняли, можно ли «отверточную сборку» в России заменить на полноценное производство. Оказалось, что это невозможно.

Александр ЛИБЕРМАН