До введения свободных цен альфой и омегой автосервисной бухгалтерии был прейскурант №Б 50, который устанавливал по науке застойных времен, называвшейся «экономикой развитого социализма», жесткие расценки на все виды работ. Последнее издание сего бестселлера датировано 90-м, но прейскурант все еще в ходу, правда приведенный в доллары и с поправками на сезон, востребованность услуг именно данного сервиса и уровень инфляции. Кстати, нелегальный сервис также строит ценообразование на Б 50, иногда даже не зная об этом. Механикам гаражного бизнеса досконально известна стоимость работ в автосервисе за углом, в основе которых лежит краеугольным камнем прейскурант «Б-полтинник», как его называли во времена застоя. Но умудренный опытом мастер всегда может скорректировать сумму, предложенную умной книжкой.
На цену работ влияют некоторые базисные факторы, важнейшим из которых является спрос. Правда, не всегда этот фактор работает в правильном «капиталистическом» ключе, иногда изумленному взгляду представляется прямо противоположная картина -- никого на сервисе нет, а цену спрашивают как за капитальный ремонт «Мерса», -- отсутствие спроса может не снизить цену предложения, а взвинтить ее до зашкаливания.
«Продвинутый» хозяин сервиса конечно же скинет расценки процентов на 10--15, чтобы привлечь редкого клиента. И плата за услугу возрастет, если за воротами наблюдается очередь страждущих, как это бывает, например, по пятницам летом, перед выездом на дачу. Дорога предстоит дальняя, в бесконечных пробках, и малейшая неисправность может обернуться испорченными выходными.
Немаловажным фактором является платежеспособность клиента. По «прикиду» и манере держаться «серверы» безошибочно определяют толщину бумажника и готовность клиента расстаться с энной суммой. Этот фактор может поднять цену процентов на 40--50.
Некоторое влияние на изменение прейскуранта оказывает возраст автомобиля -- с годами крепеж ржавеет, и пустяковая операция по замене, скажем, шаровой опоры может потребовать применения газосварки, а это отнимает время и создает неудобства для ремонтников. За все это к оговоренной сумме могут приплюсовать несколько процентов.
Кстати, лучше всего обслуживаться на одной станции: с постоянного клиента берут несколько меньше, а качество обслуживания возрастает -- вступает в действие человеческий фактор, это относится даже к сверхфирменному суперсовременному сервису.
Стоимость работ для наших машин на «приличных» (сертифицированных) автосервисах в среднем по Москве составляет 8--10 долл./час, для иномарки -- от 10 до 50 долл./час.
Примерный прейскурант московского автосервиса на некоторые виды работ
Вид работы |
ВАЗы-классика |
|
Переднеприводные ВАЗы | |
VW Golf-2 |
|
|
|
|
|
|
мин |
макс |
мин |
макс |
мин |
макс |
Замена масла |
100 |
150 |
100 |
150 |
150 |
180 |
Регулировка клапанов |
250 |
300 |
350 |
500 |
350 |
500 |
Регулировка цепи/ремня привода ГРМ |
30 |
50 |
50 |
70 |
30 |
30 |
Регулировка карбюратора, зажигания |
200 |
300 |
250 |
350 |
250 |
350 |
Диагностика впрыска |
- |
200 |
- |
200 |
- |
- |
Замена термостата |
100 |
150 |
150 |
200 |
150 |
200 |
Замена системы выпуска |
300 |
450 |
300 |
450 |
300 |
500 |
Замена маслосъемных колпачков |
350 |
500 |
500 |
700 |
500 |
800 |
Полная переборка |
3000 |
4000 |
3500 |
4000 |
4000 |
5000 |
Трансмиссия |
|
|
|
|
|
|
Замена сцепления |
650 |
800 |
800 |
1000 |
900 |
1200 |
Переборка коробки передач |
1200 |
1500 |
1400 |
1800 |
1500 |
2000 |
«Сход-развал» |
350- |
400 |
400 |
500 |
400 |
500 |
Замена шаровой опоры |
80 |
120 |
80 |
150 |
130 |
180 |
Переборка передней подвески |
1500 |
1700 |
1000 |
1300 |
1600 |
1800 |
Рулевое управление |
- |
|
|
|
|
|
Регулировка механизма |
50 |
100 |
70 |
150 |
|
|
Замена наконечника тяги |
120 |
150 |
120 |
180 |
|
|
Переборка |
400 |
500 |
300 |
450 |
800 |
1200 |
Замена передних колодок |
100 |
150 |
100 |
150 |
130 |
180 |
Регулировка стояночного тормоза |
50 |
100 |
50 |
150 |
100 |
150 |
Переборка |
800 |
1200 |
500 |
800 |
1000 |
1300 |
Электрооборудование |
- |
|
- |
|
- |
|
Замена стартера |
150 |
250 |
200 |
350 |
350 |
450 |
Замена ветрового стекла |
180 |
250 |
200 |
350 |
350 |
400 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как видно из таблицы, ремонт не чересчур «крутых» иномарок по стоимости вполне сравним с ремонтом «народной модели» -- «девятки». Что опровергает миф о страшных издержках при содержании импортных автомобилей. Правда, запчасти к западным авто несколько дороже -- иногда даже в несколько раз, зато при покупке не на блошиных рынках гарантированно прослужат не один год в отличие от отечественных запчастей, замена которых осуществляется «по кругу» и большая часть не проработает и года (возможно, и недели). Плюс затраты на бесконечный ремонт. Недаром шести-семилетние иномарки ставят под вопрос само существование ВАЗа (по мнению его же владельцев-руководителей), а что касается автомобилей-десятилеток, то к этому времени от ВАЗов остается только ржавый остов, а Audi, например, за эти годы практически не стареет -- ни физически, ни морально.Качество ниже среднего
Fiat, GM и Renault не нашли кому в России заказывать запчастиНеудовлетворительное качество
автозапчастей, производимых на российских предприятиях, было зафиксировано в ходе исследования, проведенного фирмой Fiat Sp A при содействии ЗАО «Нижегородмоторс» и финансовой поддержке General Motors и Renault . Два года итальянцы искали на территории России предприятие, которое смогло бы производить автозапчасти для Fiat в соответствии с европейскими стандартами. Таковых обнаружено не было. Исследователи Fiat посетили 127 российских предприятий, производящих автозапчасти, оценивая их по 100-балльной шкале. 87 предприятий набрали менее 50 баллов, а 40 предприятий, заслуживших от 50 до 85 баллов, смогут сотрудничать с зарубежными автопроизводителями только через несколько лет, причем только в том случае, если смогут привлечь значительные инвестиции для своего развития. Fiat планировал найти для себя производителя автозапчастей среди предприятий, набравших более 85 баллов. Таковых не оказалось вообще. Эта информация была напечатана в Wall Street Journal.
Речь шла, естественно, о лучших легальных предприятиях (с лучшим оборудованием, качественным, по российским меркам, сырьем и подготовленным персоналом), поставляющих комплектующие на АвтоВАЗ и другие предприятия отечественного автопрома. Исследователи в процессе работы преследовали сразу две цели -- искали возможность получать дешевые детали из России за счет низкой стоимости отечественной рабсилы и выясняли, можно ли «отверточную сборку» в России заменить на полноценное производство. Оказалось, что это невозможно.