|
|
N°99, 06 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вот кто-то в горочку поднялся
Венгерские артисты скрестили кабаре с героическим балетом
Театр балета города Печ (это в Венгрии, и не случайно на фестивале выступает уже вторая венгерская труппа -- современный танец в этой стране развивается бурно и новые хореографы появляются чуть ли не каждый год) привез в российскую столицу спектакль с гордым названием «Я не сдаюсь!». Балаж Винче, возглавляющий труппу с 2005 года (а вообще театр существует уже сорок восемь лет и гордится тем, что первым в Венгрии стал заниматься неклассическим танцем), сочинил на музыку Ференца Ябори спектакль одновременно гомерически смешной и слегка торжественный, в правильной пропорции смешав пафос и издевательство над ним.
На сцене три наклоненные к рампе плоскости, этакие три белые мини-скалы. С этих скал сползают, цепляясь за них, танцовщик и две танцовщицы. В течение спектакля они не раз вскарабкаются почти до «вершин» и снова медленно скатятся -- ну ведь обещано, что сдаваться они не будут. Но этот пафос преодоления заранее осмеян самим постановщиком, обрядившим героев в кабаретные костюмы. Голый торс танцовщика перекрещен подтяжками, у девиц выше брюк лишь лифчики, зато на запястьях манжеты, смотрящиеся нелепо в отсутствие пиджаков. Но важнее, что та же смесь пафоса и иронии -- в пластике и в актерской игре.
Танцовщицы движутся с утрированной томностью кабаретных див или актрис немого кино; как это было принято говорить, надломленные лилии, а не женщины. Вот герой ведет в танце одну из актрис -- вторая, стоя на авансцене, всем телом выражает такую муку, что Вера Холодная вскипела бы от зависти. Герой оставляет одну девушку и с той же галантностью танцует со второй -- все, теперь картинно мучается оставленная. По ходу дела спектакль все более и более начинает напоминать старинный фильм «Петер» -- не сюжетом (почти отсутствующим), но вот этой игрушечной интонацией, этой подъеденной молью элегантностью, этой игрой в высший свет, воспроизводимой персонажами, у которых есть пышные манжеты, но нет не то что фраков, но даже пиджаков.
При этом актеры не забывают время от времени решительно кидаться в прыжки и прорезать воздух с почти гладиаторским порывом -- то ли уверяя в том, что и в игрушечном мире кабаре есть место подвигу, то ли намекая, что за границами этого мирка жизнь идет всерьез. О том же напоминает и задник -- на нем приоткрыт светлый занавес, и меж его полотнищ тьма, черная дыра, очевидная угроза. Герои не сдаются -- ползут вверх по своим «скалам», взлетают вверх со спортивной упругостью (создавая тем самым контраст с только что транслируемым расслабленным «светским» образом) и безупречно воспроизводят стилистику какого-то вечного танго. Маленький мирок, отважно занимающийся своими делами на фоне поджидающей тьмы. В насмешке Балажа Винче полно нежности -- и именно она делает «Я не сдаюсь!» одной из главных удач фестиваля.
Анна ГОРДЕЕВА