Вчера депутаты Госдумы приняли в первом чтении
законопроект о снятии с правительства РФ избыточных полномочий. Этот документ, внесенный в Госдуму в апреле, незадолго до того, как Владимир Путин должен был возглавить правительство, наблюдатели сразу сочли желанием парламентариев избавить премьера от функций завхоза.
Документ, внесенный группой депутатов-единороссов, меняет примерно 150 законодательных актов. Поправки возлагают на федеральные органы исполнительной власти более 500 функций из 2894 компетенций, которые ныне осуществляет правительство. Министерствам и ведомствам планируется передать, в частности, утверждение форм документов, типов договоров, типовых положений, положений об осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности, аккредитации организаций, утверждение регистрационных порядков. Законопроект не затрагивает компетенцию правительства РФ в сфере обороны, безопасности и охраны общественного порядка.
По словам одного из авторов законопроекта, председателя думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, многие полномочия правительства носят технологический характер, а потому могут быть переданы другим органам исполнительной власти -- министерствам, службам и агентствам. Согласно документу, "сущностные решения" будут приниматься на уровне правительства, а целый ряд вопросов, которые не носят сущностного характера, перейдут к специальным ведомствам, пояснил г-н Плигин.
Представляя этот законопроект на пресс-конференции 29 апреля 2008 года, Владимир Плигин также всячески подчеркивал, что речь идет в основном о технических полномочиях, а работу, от которой планируется освободить правительство, назвал «незрелищной, в некоторой степени нудной». Однако в пояснительной записке к законопроекту упоминаются и более важные полномочия, например установление правил предоставления коммунальных услуг или порядка согласования документов территориального планирования муниципальных образований. Эти вопросы также перепоручаются министерствам. Так что премьера Владимира Путина заодно избавляют и от излишков ответственности за ряд возможных непопулярных решений. Наделение правительства новыми полномочиями законопроект не предусматривает.
Авторы заранее (законопроект вносился до определения состава кабинета министров) предусмотрели возможность изменений в структуре правительства. В тексте законопроекта названия министерств и ведомств заменены описательными формулировками «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в такой-то сфере». «Ведь никто не знает, как будет называться это ведомство», -- пояснял в апреле г-н Плигин.
В итоге с момента, когда закон был внесен в Думу, в России появилось новое Министерство спорта, туризма и молодежной политики, а ряд министерств либо были разделены (Минпромэнерго, превратившееся в Министерство промышленности и торговли и Министерство энергетики), либо лишились части функций (Минэкономразвития, у которого отняли торговлю). Еще более существенные изменения произошли на уровне федеральных агентств и служб, которым по новому закону также предстоит разгрузить правительство.