Время новостей
     N°41, 11 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.03.2002
Мариинский магнит
Питерский театр привораживает мировую балетную элиту
Начавшийся в субботу в Санкт-Петербурге международный балетный фестиваль называется без затей -- Мариинским. Отсутствие фантазии в наименовании не случайно. За границей артистов Валерия Гергиева до сих пор продолжают величать Kirov opera, Kirov ballet, хотя театр вот уже десять лет как вернул себе историческое название. Заставить иностранную (наиболее платежеспособную) публику привыкнуть к новой торговой марке и стало одной из задач фестиваля, как сообщил на прошедшей перед открытием пресс-конференции директор балета Маринки Махарбек Вазиев, представлявший приглашенных в Петербург артистов.

Фестиваль проводится во второй раз. Первый был в прошлом феврале, третий уже запланирован на 14--24 февраля 2003 года. Структура феста остается неизменной. На открытии -- премьера. В прошлый раз -- «Щелкунчик» Кирилла Симонова, теперь -- «Золушка» Алексея Ратманского, хотя в этом году дирекция решила чуть-чуть обкатать спектакль, и премьеру дали на четыре дня раньше, так что фестивальной публике достался второй состав. Затем следуют постоянно присутствующие в репертуаре спектакли, в каждом из которых одну из главных ролей исполняет иностранная суперзвезда, а вторую -- суперзвезда местная. Или хотя бы просто звездочка.

Вазиев сказал еще об одной задаче фестиваля, уже имеющей отношение к искусству, а не к бизнесу. Танцовщики и балерины из других театров приглашаются не для того, чтобы выявить различия в стиле танца и принципах балетных школ, но чтобы найти нечто общее, некую единую составляющую искусства балета. Для этих поисков год назад приглашали американцев. В этом году из гастролировавших тогда артистов приехал лишь Владимир Малахов, московский выпускник и премьер American Ballet Theatre. С его «Жизелью» был связан наибольший успех прошлого феста, и Малахова пригласили сразу на несколько спектаклей, в том числе на «Манон», который он будет танцевать 17 марта с Жанной Аюповой, и баланчинские «Бриллианты», которые войдут в гала-концерт (18 марта). Все остальные иностранные гости в этом году из "Гранд-опера". Слегка уставший от славы мэтр Манюэль Легри появится 13 марта в «Манон» с Дианой Вишневой; нынешняя самая яркая парижская этуаль Аньез Летестю станцует 14-го «Лебединое озеро» с Данилой Корсунцевым, а Орели Дюпон, этуаль самая юная и подающая надежды, будет 16-го Джульеттой в спектакле, где Андриан Фадеев станет Ромео.

На заключительный гала приедет Уильям Форсайт со своей франкфуртской труппой. Переговоры о том, чтобы самый радикальный из современных первоклассных хореографов поставил спектакль в Маринке, ведутся уже несколько лет. Раньше так же тянулись переговоры с Ноймайером -- и после прошлогоднего феста все-таки вышла премьера (ее Маринка привезет в начале апреля в Москву на «Золотую маску»). Если этот формат (вначале премьера отечественного хореографа, затем свои и чужие звезды, и в финале -- заключение контрактов с хореографами зарубежными) станет в Мариинке постоянным, вряд ли кто в мире сможет конкурировать с питерским театром.

Анна ГОРДЕЕВА