Начался прием заявок на гранты для российских некоммерческих организаций (НКО), работающих с молодежью. Уже второй год выделенные для этого бюджетные средства распределяются по конкурсу, который проводит фонд подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» -- благотворительный фонд, распоряжением президента РФ определенный в качестве одного из так называемых НКО-операторов. О том, кому достанутся гранты в этом году, как тратятся ранее выделенные деньги, рассказывает председатель правления фонда «Государственный клуб» Елена МИСЬКОВА.-- Елена Вячеславовна, сколько денег достанется молодежным НКО в этом году?-- Немало -- 250 млн руб. В прошлом году было чуть меньше -- 230 млн. И хочу сразу внести ясность. Получатели грантов -- некоммерческие неправительственные организации, то есть ни бюджетным, ни коммерческим структурам эти средства не предназначены. На бюджетные гранты могут претендовать любые НКО, занимающиеся молодежными проектами.
-- Что значит в понимании вашего фонда «проект»?-- Выделенный грант не может быть использован только, как говорится, «на поддержку штанов» организации. Он должен пойти на реализацию определенной идеи. Если есть идея -- должен быть некий план ее реализации, определенные средства достижения цели, то есть собственно проект.
-- Лучше понять это на конкретном примере.-- Конечно. Один из грантов мы предоставили в прошлом году «Интеллектуальному клубу «Альбус» из Северной Осетии. Эта организация взялась за интеллектуально-творческое развитие молодежи в сельских районах республики. Проще говоря, попыталась предложить, чем занять голову сельским школьникам. Иногда напрямую -- через ознакомление с современными технологиями в организации молодежного досуга, привлечение наиболее активных ребят в качестве журналистов, рассказывающих о проекте. Иногда через завучей-организаторов, молодых педагогов, пионервожатых. Для них провели мастер-класс в самом клубе и семинар в одном из районов республики, подготовили и распространили методическую литературу. Сотрудники «Альбуса» правильно определили направление работы: в городе возможностей для организации досуга больше, а сельчанам нужна поддержка.
-- А как ваш фонд определяет, кому из НКО деньги нужнее? Вы же не даете их всем, кто просит?-- Конечно, всем не достанется. В прошлом году удалось удовлетворить примерно каждую третью-четвертую заявку. Тут есть свои проблемы. Во-первых, тематическое однообразие заявок. Налицо перекос в сторону большого числа заявок от организаций, предлагающих «подготовку молодежных лидеров» в разных формах. И очень много проектов в области военно-патриотического и военно-спортивного воспитания молодежи. А вот заявок на культурные, образовательные, национальные проекты гораздо меньше. Очень неравномерно и территориальное распределение заявок -- непропорционально много от НКО, базирующихся в Москве и еще нескольких крупных городах, и в лучшем случае по одной-две от многих субъектов федерации. Поэтому конкурсная комиссия попыталась сгладить эту неравномерность, при прочих равных отдавая предпочтение оригинальным заявкам из разных регионов.
И второе: невозможность дать столько средств, сколько просит организация. Многим сократили выделяемую сумму по сравнению с запрашиваемой...
-- Но как осуществить задуманный проект за меньшие деньги?-- Мы, конечно, старались «по живому» не резать, если цельный и хорошо продуманный проект -- удовлетворять заявку как можно полнее. Однако порой случались и курьезы. Запрашивает организация, скажем,8 млн руб. Смотришь заявку и понимаешь, что большинство заявленных мероприятий будет реализовано лишь на бумаге, а деньги пропадут. Сообщаем руководству организации, что им решено выделить на проект всего 800 тыс. И они с готовностью соглашаются! Значит, диагноз был поставлен верный... Но таких случаев было совсем немного.Во многих заявках указывалось, что средства, выделяемые нашим фондом, будут лишь одним из источников финансирования, остальное -- и зачастую немалая доля -- будет оплачено из средств других спонсоров и самой НКО. Таким заявкам тоже старались отдавать приоритет.
Одна из этих заявок поступила от «Молодежной морской лиги» -- организации, объединяющей 18 тыс. подростков в рамках 64 реально действующих по всей стране клубов и кружков юных моряков. «Лига» реализует свой проект по трем направлениям: это обучение юных моряков морскому делу с последующей морской практикой (а лучшие совершают океанское учебное плавание на учебных парусных судах), развитие интернет-ресурса, объединяющего и координирующего движение, и создание цикла видеофильмов для показа на российских телеканалах. Помимо средств гранта «Лига» рассчитывает на привлечение целевых субсидий из региональных бюджетов, на спонсорские средства и помощь владельцев учебных парусных судов.
-- В списке победителей есть и другие крупные организации -- Российский союз молодежи, движение «Наши»... Наверное, и гранты они получили немалые?-- Какой проект -- такой и грант. Для организации массового мероприятия с несколькими тысячами участников, да еще не на один день, нужно немало средств. Именно на такой проект -- летний лагерь на Селигере -- выделены средства движению «Наши». Лагерь проводится не первый год, его формы, как и во всяком эксперименте, от раза к разу меняются, отрабатываются. При всем разнообразии мнений об этом мероприятии нельзя не признать: оно состоялось как часть молодежной социально-политической жизни страны.
Для нас очень важно, чтобы деньги были распределены и потрачены справедливо. Хотелось бы, чтобы больше заявок поступало не от «зонтичных», а от самостоятельных организаций, в том числе из российской глубинки. Пусть и на небольшие суммы, мы готовы к увеличению числа грантов и соответствующему росту объема работы.
И вместе с тем мы не чураемся крупных сумм. Все зависит от существа заявки. Фонд социальных и маркетинговых исследований (Калининград) в партнерстве с фондом «Общественное мнение» (Москва) запросил и получил средства на социологическое исследование «стратегий успеха» в среде студентов ведущих российских вузов и в среде участников молодежных общественно-политических движений. Понятно, насколько важно знать, на какие ценности ориентируется эта часть российской молодежи и как она реализует эти свои установки. Уже опрошено более 5200 человек, результаты исследования обрабатываются и обещают быть весьма любопытными. И конечно, такой проект потребовал немалых средств.
Общую сумму, выделенную фонду, я вам назвала. Победителями в прошлогоднем конкурсе стали 146 организаций. А сколько получила каждая из них в отдельности -- фонд рассказывать не имеет права.
-- 146 -- это много. Наверное, в период проведения конкурса у вас было жарко?-- А нам и между конкурсами бездельничать не приходится. Ведь каждый грантополучатель должен ежеквартально присылать подробный отчет о ходе реализации проекта. И все эти отчеты мы должны сопоставить со сметой, календарным планом, понять, насколько успешно идет работа.
-- Много ли можно сделать за квартал...-- Вы даже не поверите, насколько много. Ведь большинство проектов рассчитано меньше чем на год, иные всего на три-четыре месяца. Вот псковское региональное молодежное общественное движение «Союз студенческих отрядов» смогло, например, трудоустроить на постоянную и временную работу 265 юношей и девушек по различным специальностям. Согласитесь, для депрессивных районов это важно. Широкую кампанию по борьбе с вредными привычками среди школьников провело белгородское региональное отделение «Конфедерации деловых женщин России». Было организовано социологическое исследование, и по его результатам создан пакет социальной рекламы, направленной на борьбу с наркоманией, табакокурением, алкоголизмом и СПИДом среди молодежи Белгорода. Серия массовых мероприятий была проведена «Тверским союзом православных мирян»: недели кинофильмов, конференция «Развитие кадрового потенциала государственной и муниципальной службы», военно-спортивный праздник «Тверские витязи», межшкольный шахматный турнир, форум по школьному и студенческому самоуправлению... А впереди лето. Многие события запланированы на период школьных и студенческих каникул: летние школы, военно-спортивные лагеря, выездные семинары и т.п. Так что ждем новых, еще более энергичных отчетов.
-- А на новый конкурс уже начали поступать заявки?-- Первые «ласточки» уже есть, но мы ждем основного «вала» в июле -- в этом году сроки конкурса увеличены и несколько сдвинулись: заявки подаются с 1 мая по 31 июля.
-- И опять половина будет от московских организаций?-- «Половины» не было и в прошлом году. А перекос мы стараемся исправить. Чем шире будет известно о нашем конкурсе, тем больше шансов, что мы получим заявки от организаций, которым реально нужна поддержка. Увы, заметная доля НКО, которые ведут реальную работу в рамках гражданского общества и нуждаются в финансовой поддержке, не приняла участия в прошлогоднем конкурсе просто потому, что своевременно не получила информацию о его проведении. Мы попросили нашего «старшего партнера» -- Общественную палату РФ, чтобы сведения о нынешнем конкурсе были возможно шире распространены через региональные общественные палаты.
-- Есть ли какие-то образцы, примеры, которым вы рекомендуете следовать при планировании проектов?-- Прямых рекомендаций мы, конечно, давать не можем, да они и не будут жизнеспособны: у каждой НКО своя ситуация, свои возможности. Есть, на наш взгляд, удачные по своей направленности проекты, о которых мы с удовольствием рассказываем. Вот, например, тамбовская областная общественная организация «Молодежные инициативы» реализует проект «Академия добровольческих дел», в котором оказывать помощь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, учат волонтеров -- студентов двух тамбовских вузов. Волонтеры отбирались на конкурсной основе, прослушали специальный учебный курс, некоторые из них уже приступили к работе. Говорить об окончательных результатах этого и других проектов рано -- цыплят будем считать по осени.