|
|
N°98, 05 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Благополучие на фоне скандала
Перед вояжем Королевских гонок за океан Мосли сохранил пост президента ФИА
Чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1» на время покидает Европу. В этом году североамериканское турне «Большого цирка» пройдет по сокращенной программе с одной остановкой в Монреале. Гран-при США, проводимый с 2000-го на знаменитом треке Индианаполиса, в этом году исключен из календаря. Причин тому было множество, но главная -- финансовая.
До сих пор организаторы американского этапа пользовались благосклонностью владельца коммерческих прав «Формулы» Берни Экклстоуна. Англичанина связывали дружеские чувства с владельцем автодрома Тони Джорджем, поэтому и платить последнему за право принимать у себя этап Королевских гонок разрешено было меньше, чем другим странам. Конечно, Экклстоун не из простого альтруизма позволял себе такую роскошь -- терять деньги, особенно в последнее время, когда за право принимать у себя гонку «Ф-1» выстроилась очередь. Рынок США -- вот причина, по которой Берни терпел потерянную возможную прибыль, и закрывал глаза на не очень интересную конфигурацию трассы, и даже простил шинный скандал, когда три года назад большинство команд отказалось выходить на старт после нескольких аварий на квалификации, случившихся из-за лопнувших покрышек при прохождении крутого наклонного виража. Любой другой автодром моментально получил бы «черную метку» и долго бы потом вымаливал прощение.
Однако все хорошее когда-нибудь кончается, в том числе и отношения между людьми. Экклстоун давно предупреждал друга Тони о повышении платы за проводимый Гран-при. Потребовав у организаторов Гран-при США 30 млн долл. за продление контракта, Берни получил отказ и, не раздумывая, лишил Индианаполис и Соединенные Штаты «Формулы». В принципе не столь уж большие деньги. Индия хоть сейчас готова выложить 35 млн долл. за счастье увидеть в Дели сражение между «Феррари» и «Мерседесом».
Но у Джорджа накопились и другие проблемы: отсутствие генерального спонсора этапа, что вынуждало выкладывать деньги из собственного кармана, небольшой интерес к считающимся европейской забавой гонкам со стороны американских национальных телеканалов, да и посещаемость в последние годы оставляла желать лучшего. После прошлогодней победы в чемпионате MotoGP американца Кейси Стоуна в США спрос на мотогонки заметно превысил интерес к «Формуле-1», где в этом году не выступает ни один американский пилот. И следуя велению времени, «Старая кирпичница» также переключилась на двухколесный спорт -- в этом году здесь впервые за 100-летнюю историю автодрома пройдут соревнования мотоциклистов.
Для «Мерседеса», «Тойоты», «БМВ», «Хонды» участие в Больших призах не просто спортивный проект, а имиджевая составляющая глобального бизнеса. Для этих команд исход из Америки оказался весьма неприятным сюрпризом. Поэтому скорее всего под нажимом столь могущественных компаний Экклстоуну придется вновь заняться вопросом возвращения «Формулы» в США. Берни, чувствуя, что с Индианаполисом может не выгореть, уже пытался найти ему замену. Были планы организовать ночной этап в Лас-Вегасе и даже гонку по улицам Нью-Йорка, но до конкретных предложений дело не дошло. Так что самая реальная возможность вновь попытаться завоевать Америку -- это постараться найти компромисс с владельцами «Индианаполис Мотор Спидвей».
Впрочем, все это хотя и имеет отношение к предстоящему Гран-при Канады, но сказывается на нем лишь положительно. Канадцы в отличие от американцев не столь пропитаны духом квасного патриотизма, и для них непринципиально, присутствует ли среди действующих пилотов канадец или предстоит следить за сражением финна и англичанина. Трибуны автодрома в Монреале вряд ли будут пустовать, потому что для канадцев «Формула-1» -- это редкая возможность прикоснуться к чему-то действительно великому. Даже в не самые удачные для автоспорта годы в Канаде был неизменный аншлаг.
Этот сезон пока складывается весьма интересно. В напряженной борьбе не видно явных фаворитов, и хотя прошла почти половина чемпионата, шансы на титул сохраняют сразу четыре пилота, причем из трех разных команд. Поддерживает интригу и отсутствие скандалов, касающихся непосредственно участников соревнований. Но «Формула-1» не была бы сама собой, если бы абсолютно все было тихо в ее королевстве.
О не очень чистой истории, в которую умудрился вляпаться глава мировой автомобильной федерации Макс Мосли, уже написано достаточно. Вновь ворошить грязненькое бельишко далеко не молодого человека желания нет. Что там было на самом деле -- сексуальная оргия с четырьмя девицами легкого поведения и таким же легким уклоном в нацистскую символику или всего лишь веселая вечеринка святого семейства, пусть разбирается тот, кому это интересно. Ответ все равно может дать только сам мистер Мосли, а он распространяться на эту тему желания не имеет. О чем говорит поданный им иск на издание, первым опубликовавшее репортаж с места события. Действительно, частная жизнь -- это частная жизнь, понятие неприкосновенное. Право на нее есть у любого человека, даже облеченного большой властью и находящегося под пристальным публичным вниманием. И охраняют ее такие люди заметно лучше обычного человека, далекого от кормила. Так что когда всплывают подобные истории, всегда возникает вопрос: а кому это выгодно?
В случае с Мосли это могло быть выгодно очень многим. Например, шефу «Макларена» Рону Деннису, обиженному на президента ФИА, сыгравшего ключевую роль в вынесении сурового приговора по делу о шпионаже против «Феррари». Или другим высоким чинам федерации, давно метившим на этот пост, но не способным совладать с таким искусным политиком, как Мосли, закаленным бойцом подковерных интриг и дворцовых переворотов. За последний год Мосли успел испортить отношения даже со старым другом Берни Экклстоуном, вместе с которым он в 1991 году сверг с президентской должности тогдашнего главу федерации Жан-Мари Балестра. Хозяин «Формулы» постоянно ищет новые возможности для своего бизнеса, но с некоторых пор его интересы вошли в противоречие с интересами ФИА, на страже которых стоит Мосли. Экклстоун, ранее всегда поддерживавший своего бывшего адвоката, потребовал отставки президента.
Казалось, что перед вчерашним голосованием генеральной ассамблеи ФИА по вотуму доверия к своему президенту у Мосли нет никаких шансов. 24 автоклуба, входящих в федерацию и представляющих наиболее развитые страны, в том числе Германию и США, однозначно высказывались против действующего президента. Но в Париже собралось 170 делегатов, большинство из которых представляли небольшие автомобильные сообщества, тем не менее наделенные таким же правом голоса, что и крупные ассоциации, формирующие бюджет ФИА. Вот они-то и обеспечили уверенную победу британца с почти двукратным перевесом. Мосли сохранил свой пост, но это совсем не значит, что он сохранил и власть.
Многие страны не хотят приглашать Мосли в дни проведения автоспортивных соревнований. В «Формуле-1» персона президента давно вызывает негативную реакцию. Немецкий автоклуб уже принял решение приостановить свое членство в ФИА. Есть и другие недовольные, способные организовать собственную структуру для управления автоспортом. Так что итоги голосования -- это не решение проблемы, а лишь ее отсрочка.
Дмитрий СИТНИК