Время новостей
     N°41, 11 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.03.2002
«Безопасной сигареты не существует»
Российский табачный рынок претерпевает значительные изменения. Если раньше крупнейшие его игроки были озабочены тем, как избавиться от подделок и контрафактной продукции, а также проблемой конкуренции с мелкими производителями, то теперь на первый план выходит построение сбытовых сетей. О политике транснациональной компании Philip Morris International в этом направлении корреспонденту газеты «Время новостей» Анфисе ВОРОНИНОЙ рассказал президент региона Восточная Европа Андрэ КАЛАНТЗОПУЛОС.

-- Ваш ближайший конкурент на российском рынке -- компания British American Tobacco -- за последний год дважды изменяла свою систему дистрибуции. Сначала из пяти эксклюзивных покупателей продукции компания оставила трех, а сразу после Нового года стало известно, что еще один дистрибьютор прекратил сотрудничество с BAT. Планирует ли Philip Morris в ближайшее время менять систему продаж своей продукции?

-- Пять лет назад российские дистрибьюторы были отнюдь не самой образованной, квалифицированной и далеко смотрящей частью табачного рынка. Тогда наша задача заключалась в определении тех компаний, которые способны предоставлять необходимые нам услуги и развиваться до уровня профессионалов. Сейчас мы готовы работать со всеми, кто соответствует нашим требованиям и справляется со своим бизнесом. Остальные остаются за бортом. Сегодня Philip Morris работает с более чем 300 оптовиками различного уровня -- и это, с нашей точки зрения, оптимальная цифра. Если посмотреть на всю розничную сеть в России (около 350 тыс. точек), то получается, что на одного оптовика приходится примерно тысяча торговых точек. Наш опыт, в том числе и в других странах, показывает, что это оптимально.

-- Планируете ли вы развивать в России систему прямой дистрибуции?

-- С экономической точки зрения прямая дистрибуция нецелесообразна в России, и это относится не только к табачным компаниям, но и к любым другим производителям товаров массового спроса. Важную роль здесь играет как размер страны, так и возможность доступа к торговым точкам непосредственно для производителей. Оптовики могут работать с гораздо меньшей себестоимостью, чем Philip Morris. А у нас прекрасные отношения с нашими дистрибьюторами.

-- Стоит ли ожидать в ближайшее время перераспределения объемов поставляемой продукции между существующими дистрибьюторами?

-- Объем продаж наших дистрибьюторов зависит не от того объема товара, который мы им предоставляем, а от того, насколько они хорошо продают наши сигареты в тех географических зонах, которые им определены. Я не вижу никаких фундаментальных изменений в этой системе в ближайшее время, хотя стоит иметь в виду, что ни для какого бизнеса не играет положительную роль наличие одного или двух агентов -- это очень похоже на монополию. Мы будем стараться сохранять существующую ситуацию.

-- Кроме крупнейших транснациональных игроков на российском рынке действуют и локальные производители, в том числе и три крупнейшие независимые российские фабрики -- «Донской табак», «Нево-табак» и «Балканская звезда». Каким вы видите их будущее?

-- Российский табачный рынок сильно видоизменился после кризиса 1998 года. До этого большинство торговых марок импортировали, исходя из принципа, что импорт всегда лучше местного производства. После кризиса ситуация изменилась -- производство было перенесено в страну. В итоге все конкуренты оказались внутри рынка. Это очень хорошая новость для России -- ее экономика от этого выиграла. Если местные компании будут стремиться производить хорошие сигареты, они могут продолжать это делать. Не все потребители в России хотят курить сигареты международных марок. Я вижу большую роль продуктов, предназначенных для людей, которые предпочитают местные марки. Мы иногда конкурируем за такого потребителя. У большинства компаний достаточно потенциала для развития производственных мощностей, а их основная ценность -- бренды. Говоря о возможной покупке любого локального производителя, мы всегда смотрим на те бренды, которые у компании существуют на рынке, подходят ли эти марки для нас в качестве дополнения к нашему портфолио.

-- Торговые марки каких российских производителей кажутся вам наиболее привлекательными?

-- Все эти фабрики имеют привлекательные для меня марки, и «Балканская звезда», и «XXI век», и «Наша марка». Я с громадным удовольствием выбрал бы из всего ассорти лучшие марки, но, к сожалению, это невозможно. Могу лишь подтвердить, что никаких переговоров о покупке компаний на российском рынке Philip Morris не ведет.

-- Каков процент контрабандных и поддельных сигарет ваших марок на российском рынке?

-- За последние полтора года мне ни разу не докладывали о нашей контрабандной продукции в России. Это произошло благодаря двум факторам. Во-первых, уровень налога в России достаточно низок, и это практически исключает любую экономическую возможность проникновения нелегальной продукции на рынок. Во-вторых, поскольку наш уровень контактов с торговлей достаточно высок, мы хорошо контролируем ситуацию на складах. Во всех наших контрактах с оптовиками есть стандартное положение: как только в их продажах обнаруживается даже минимальный процент контрабанды или подделок, они исключаются из списка сотрудничающих с нами.

Philip Morris сейчас занимается разработкой методов профессионального определения объема нелегальной продукции на рынке. Это мировая система, и Россия будет одним из первых рынков, где методика будет опробована. Мы надеемся, что это произойдет к концу года. Существует минимальный набор юридических мер, которые необходимы для борьбы с нелегальным товаром: прежде всего нужно арестовывать и немедленно уничтожать обнаруженную нелегальную продукцию, а наказание за ее распространение должно быть строгим -- ведь если для торгового звена не существует никакого наказания, кроме конфискации обнаруженных нелегальных товаров, то и риск для него минимален.

-- За последние два года в России существенно выросли продажи легких и ультралегких сигарет -- с пониженным содержанием смол и никотина. Как вы оцениваете развитие этого рынка?

-- Безопасной сигареты не существует. Говорить о том, что сигареты с содержанием никотина 0,3 мг вдвое безопаснее, чем сигареты, в которых 0,6 мг никотина, нельзя. Хотя люди часто уверены, что если они курят более легкие сигареты, с пониженным содержанием смол и никотина, они уменьшают риск. Цифры на пачке сигарет не надо понимать буквально -- не существует никаких исследований, которые доказали бы, что легкие сигареты менее вредны, нежели обычные. Просто в каждой группе потребителей есть те, кто предпочитают сигареты full-flavour, а есть любители более легкого вкуса. Наша доля на рынке легких и ультралегких сигарет в России составляет 40%, тогда как на рынке в целом -- 19%. Но необходимо учитывать, что Россия -- традиционно рынок крепких сигарет, и требуется время, чтобы вкусовые пристрастия потребителей изменились. В Москве и Санкт-Петербурге этот сегмент уже развивается значительно быстрее, чем по всей стране в целом.

-- Правительство Болгарии недавно объявило о намерениях приватизировать национальную табачную компанию «Булгартабак». Philip Morris будет участвовать в тендере?

-- Philip Morris имеет интерес к этой компании. В свое время «Булгартабак» был мировой компанией, сейчас его активность сжата практически до пределов болгарского рынка. Именно этот сегмент может быть нам наиболее интересен. Кроме того, в составе «Булгартабака» существует огромная часть, которая занимается выращиванием табака. Неизвестно, будет она приватизироваться одновременно с остальной компанией или отдельно. Все зависит от тех условий, которые предложит болгарское правительство.

Беседовала Анфиса ВОРОНИНА