|
|
N°98, 05 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Подростки и академики
На фестивале «Рампа Москвы» выступили венгры и украинцы
Название украинской компании Black O!Range уже внушало подозрение: когда хореографы начинают играть с буквами, сил на игру с танцами у них зачастую уже не остается. Подозрения подтвердились -- сделанный Антоном Овчинниковым спектакль «Синдром параллельности» оказался продуктом совершенно подростковым.
Несомненно хороший писатель Габриэль Гарсиа Маркес гением кажется лет в пятнадцать. Тогда же представляется новой и свежей идея встречи двух родных душ во сне, в параллельной реальности. А уж мысль, что косный мир не понимает тонкие натуры и пациентка психбольницы может быть нормальнее врачей, -- она и вовсе идет на ура. Или в пятнадцать люди этот этап уже проходят? Ну хорошо, значит, умственный возраст хореографа -- четырнадцать, не более, лет.
Он взял в основу своей постановки рассказ Маркеса «Глаза голубой собаки». В рассказе врач и пациентка встречаются во снах, в реальности же врач ничего потом не помнит. Никаких других героев в крохотном рассказике нет, но Овчинников решил масштабно обозначить враждебность окружающего мира.
По сцене ходит толпа людей во врачебных халатах с идиотически-внимательными лицами и характерными папками -- «листами наблюдения» в руках. Этими самыми папками они обмахиваются как веерами и качают их на резиночке, как шарик -- детскую игрушку. Толпа кружит вокруг героев, вглядывается в них пытливо, спускается в зал и начинает изучать зрителей. Потом возвращается к главным героям.
А с героями происходит что-то непредусмотренное Маркесом. Девушку раздевают до телесного трико, и она сидит -- прикрывается руками с кокетливостью неопытной порноактрисы. Затем, вероятно, насилуют (как еще можно расшифровать сцену, в которой героиня лежит на столе, а решительные мужики сгибают ей все конечности). Потом пинают ногами (она в центре круга на большой блестящей тряпке, и коллеги резкими движениями ног бросают волны этой тряпки ей в лицо). А герой все ходит и как-то медитирует -- видимо, во сне в такие истории вмешиваться не положено. Еще, чтобы обозначить разделенность героев в реальности, к финалу по сцене протягивают веревки с флажками, которыми обычно ограждают места дорожных работ. И это все. Глубоко философское произведение.
На этом фоне Будапештский театр танца со спектаклем «Время» смотрелся просто сочинением если не академика, то профессора и доктора наук. Четыре европейских хореографа (Захар Лоран, Дали Тоути, Джозеф Тмим, Раза Хаммади) поставили по дуэту; дуэты эти были прослоены крохотными фильмами о репетициях. И этими мини-балетами был обозначен диапазон отношений мужчины и женщины -- от нежных и лукавых, блаженных и добрых игр (как в первом дуэте, где из-под черной занавеси сначала выглядывали только стопы артистов, и стопы эти заигрывали друг с другом, обижались и даже хихикали) до дуэта-сражения, нешуточного выяснения, кто главный и кто самый смелый (девушка без опаски с размаху прыгает на вытянутые вверх руки лежащего партнера). И конечно, венгерский театр запомнится выдающимся качеством работы артистов -- европейским качеством движения, отличной выучкой их.
И первой настоящей овацией, что была на фестивале. Все-таки даже случайная публика (а именно народ, не понимающий, чем отличается современный танец от эстрадной подтанцовки, почему-то всегда составляет большинство на «Рампе Москвы») способна оценить качество работы, пусть и в совершенно незнакомом жанре. Что не может не радовать.
Анна ГОРДЕЕВА