|
|
N°98, 05 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тихий труженик
У Мариинского балета новый руководитель
Имя Юрия Фатеева пока известно только специалистам. Ему 44 года, он двадцать лет протанцевал в Мариинке (партии шутов, вставное па-де-де в «Жизели» -- репертуар корифея или второго солиста). Карьера педагога оказалась более успешной -- Фатеев отвечает в театре за баланчинский репертуар, репетировал балеты Джона Ноймайера и Ролана Пети, то есть, по сути, был одним из невидимых столпов успеха театра в минувшем десятилетии.
Десятилетие (а точнее, тринадцатилетие -- с момента предыдущей смены руководства прошло именно столько времени) было эпохой возглавлявшего балетную труппу Махарбека Вазиева и его помощника по репертуару Павла Гершензона. Два месяца назад они подали заявления об уходе, не выдержав раскалившихся добела отношений с худруком театра Валерием Гергиевым. Балетный народ уверяет, что в реальности они уходить не собирались, это была попытка получить вотум доверия -- в таком случае она провалилась. Они уволены.
Вослед Гергиев обвинил Вазиева в том, что тот не учел интересы театра, подав заявление перед ответственными американскими гастролями (в чем есть логика, но бывают и ситуации «гирька до полу дошла»). А также в том, что тот не сумел наладить отношения со звездами театра -- с Ульяной Лопаткиной (что с возрастом все менее танцует и все более говорит о великой русской духовности, а также ратует за спектакли 40--50-х годов прошлого века, поскольку ей кажется, что она лучше всего в них выглядит), с Дианой Вишневой (артистка востребована, и ее ждут во многих театрах мира, как-то они все с Вазиевым не могли договориться о графике). Абсурднее всего обвинение в том, что из-за сложного характера Вазиева ушла в Большой Светлана Захарова. Балерина просто хотела быть главной балериной театра. Да, Вазиев это место ей предоставить не мог, поскольку есть Лопаткина. Что, Гергиев похвалил бы его, если бы Захарова осталась, а Лопаткина ушла?
Сейчас Гергиев хочет, чтобы Фатеев занимался технической работой, а еще нашелся бы балетмейстер, взявший на себя труд постановки спектаклей. Таким приглашенным балетмейстером он мечтает видеть Алексея Ратманского. Ратманский вообще-то в феврале отказался от аналогичного предложения New York City Ballet, сказав, что после окончания контракта с Большим (31 декабря) хочет быть свободным художником. Отказаться от NYCB и пойти в Мариинку -- это надо быть мазохистом, а Ратманский вроде в том не замечен. Но важно другое: при таком раскладе художественная политика в области балета остается за самим Гергиевым. А главное его достижение в этой области -- комплект монструозных балетов в оформлении Михаила Шемякина («Щелкунчик», «Волшебный орех» и др.). По его настоянию на сцене театра появились крысы, разверстые мясные туши и гигантские дохлые мухи. Сможет ли подобному как-то противостоять тихий труженик Юрий Фатеев? Вряд ли.
Анна ГОРДЕЕВА