Американская дипломатия настойчиво и методично пытается восстановить утраченные позиции в отношениях с Узбекистаном. Помощник госсекретаря США
Ричард Баучер, продолжающий поездку по южному «подбрюшью» России, вслед за Туркменией и Азербайджаном прибыл в Ташкент, где его 2 мая принял президент Ислам Каримов в сопровождении главы МИДа Владимира Норова.
С обоими американец встречался еще
во время предыдущего визита в Узбекистан в августе 2006 года -- спустя всего лишь год с небольшим после трагических событий в Андижане в мае 2005 года. За несколько месяцев до того визита Баучер в интервью казахстанской телекомпании «31 канал» был категоричен в оценках событий: «Власти Узбекистана очень жестко обошлись со своими собственными гражданами. Мы видели ужасную стрельбу в Андижане. Мы видели, как людей сажают в тюрьму». Неудивительно, что тогда, после встреч с руководством Узбекистана, г-н Баучер, общаясь с журналистами, вынужден был признать, что «в процессе переговоров стороны не пришли к единому мнению».
На этот раз его оценки выглядели чуть более оптимистично. «Это была достаточно продуктивная встреча, -- сообщил Баучер в ходе короткого брифинга для журналистов после переговоров с президентом Каримовым. -- А что является конечным продуктом, я пока не знаю». Баучер, по сообщению информагентства «Фергана.ру», заметил, что теперь он «на самом деле лучше понимает то направление, в котором движется Узбекистан»: «Мы здесь для того, чтобы не потерять определенного уровня доверия между США и Узбекистаном, и, насколько я понимаю, обе стороны хотели бы возродить такой уровень доверия». Отметим, что буквально теми же словами он характеризовал свои встречи в Ташкенте два года назад, сказав, что на них обсуждались «действия по восстановлению доверия» между двумя странами.
Столь небогатый словарный арсенал позволяет предположить, что диалог между Вашингтоном и Ташкентом идет непросто. Это связано в первую очередь с болезненными для руководства Узбекистана темами соблюдения прав человека и свободы прессы, которые неизменно поднимают США. На этот раз в Ташкенте решили умилостивить гостя и отпустили к его приезду из тюрьмы после почти трехлетнего заключения известную правозащитницу Мутабар Таджибаеву. Она задолго до андижанских событий пыталась информировать общественность о несправедливых притеснениях, которым власти подвергают в Андижане местных предпринимателей, что и стало одной из причин кровопролития. Освобождение Таджибаевой дало основание Баучеру сказать, что «в области прав человека в Узбекистане достигнут прогресс».
У властей Узбекистана в запасе есть еще достаточно «ресурсов» для поддержания таким образом «прогресса в области прав человека». Международное общество прав человека накануне празднования Дня Победы призвало Ислама Каримова освободить пятерых заключенных, длительное время находящихся в заключении: Мамадали Махмудова, Ахмаджона Адилова, Рустама Усманова, Санджара Умарова и Мутабар Таджибаеву. В Узбекистане ожидают, что следующим после Таджибаевой помилуют бизнесмена Санджара Умарова -- лидера умеренно оппозиционной «Солнечной коалиции» республики.
Что же касается возобновления функционирования в Узбекистане военной базы США в Карши, покинутой американцами по требованию Ташкента в 2005 году, то Ричард Баучер заметил, что «эти вопросы на повестке дня переговоров не стояли»: «Нам не нужны военные базы -- нам нужны мир и стабильность в регионе». Американский гость одобрительно отозвался о «добровольно выраженном желании Узбекистана» предоставить транзитный коридор для транспортировки грузов невоенного назначения в Афганистан.