Борьба с сомалийскими пиратами может приобрести характер масштабной международной военной операции. Совбез ООН на открытом заседании в понедельник, 2 июня единогласно принял резолюцию 1816, разрешающую посылать военные корабли в территориальные воды Сомали для противодействия пиратам. Документ разработан на основе главы VII Устава ООН, санкционирующей применение силы «для поддержания или восстановления международного мира и безопасности».
СБ ООН выразил «серьезную озабоченность угрозой, которую акты пиратства и вооруженные захваты судов создают для оперативной, безопасной и эффективной доставки гуманитарной помощи в Сомали, безопасности торгового судоходства и международной навигации». В резолюции отмечается, что «государства, заинтересованные в использовании морских торговых путей у побережья Сомали, могут активизировать и координировать свои усилия в целях противодействия актам пиратства и вооруженного разбоя в сотрудничестве с сомалийским переходным федеральным правительством». Документ разрешает странам, имеющим соглашение с этим правительством, в течение полугода использовать "любые средства" для подавления актов пиратства, "в том числе военные корабли".
Проект резолюции готовили Франция, США и Панама. Париж предлагал распространить действие документа на другие регионы, но в результате французы согласились на поправку Индонезии о том, что документ не создаст прецедента для других районов. Ведь в Малаккском проливе, разделяющем Индонезию и Малайзию, пираты также часто захватывают суда. Джакарта опасалась, что резолюцию о борьбе с пиратством могут применить и в ее территориальных водах.
«Пиратство и терроризм -- преступления одного порядка. Эта резолюция может стать юридической основой для проведения международной антипиратской операции в сомалийских водах. В случае решения российского правительства в ней могут принять участие российские военные корабли», -- рассказал «Времени новостей» профессор российской Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка вице-адмирал Валерий Дорогин. Однако в отличие от военного флота США в Индийском океане сейчас нет российских военных кораблей, что не исключает их отправку туда по решению правительства.
Сейчас в руках пиратов находятся немецкое судно «Леманн тимбер» с 15 членами экипажа и нидерландское грузовое судно «Амия скэн» под панамским флагом, на борту которого четверо россиян и пятеро филиппинцев. Пираты держат захваченные в мае суда на севере Сомали и требуют выкуп. Для судна с россиянами это 1,1 млн долл. При попытке освободить суда силой пираты угрожают убить заложников.
Предупреждение о возможной расправе с заложниками последовало после того, как французские военные моряки в апреле освободили захваченную у берегов Сомали французскую круизную яхту, на борту которой находились 30 человек: 22 гражданина Франции, а также граждане Украины и Республики Корея. Яхту взяли на абордаж 4 апреля, отвели на стоянку и потребовали выкуп. Но вместо денег флибустьеры получили 11 апреля французские военные корабли с вертолетами и спецназом. Известно лишь, что пираты, бросив заложников, попытались скрыться, но были атакованы вертолетами -- шесть разбойников были взяты в плен. «Действия французских моряков считаю правильными, но в случае с «Амия скэн» надо действовать осторожно, чтобы не навредить заложникам. Я был у берегов Сомали и могу сказать, что остановить беспредел могут только присутствие военных кораблей и угроза уничтожения пиратов и их баз. Морские разбойники понимают только язык силы», -- считает вице-адмирал Валерий Дорогин.
Процветавшее в средние века пиратство возродилось в ХХI веке в самопровозглашенной «Республике Пунтленд» на восточном побережье Сомали, протянувшемся на 3 тыс. км. Переходное правительство Сомали, сформированное при содействии ООН в 2004 году, не контролирует территорию страны, которая уже 17 лет находится в состоянии гражданской войны.
В условиях безвластия территориальные воды Сомали превратились в опасный для мореплавания район. По данным ООН, в этом году у берегов Сомали пираты совершили уже 26 нападений на гражданские суда. 1 февраля в Аденском заливе бандиты захватили ледовый буксир «Свицер Корсаков», зафрахтованный датской компанией «Свицер», с командой из двух британцев и четырех россиян. Судно транспортировало нефтяную платформу из Санкт-Петербурга на Сахалин. После уплаты датчанами 700 тыс. долл. 18 марта пираты освободили буксир и экипаж. Для нищего Сомали это огромная сумма. Современное пиратство стало доходным и относительно безопасным для морских разбойников бизнесом. Сегодня пиратам не надо вступать в морские сражения, под огнем брать суда на абордаж, перерезать глотки экипажу. Достаточно окружить безоружное судно быстроходными катерами, отвести его в тихую бухту и потребовать выкуп от компании-владельца или соответствующей страны.