Время новостей
     N°41, 11 марта 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.03.2002
Безвредная амнистия
Роста преступности и эпидемии туберкулеза пока можно не бояться
Министр юстиции Юрий Чайка заявил недавно, что грядущая амнистия вызовет неизбежный рост заболеваемости туберкулезом, а 30 тысяч амнистированных -- чересчур много, и этот вал может спровоцировать рост преступности в России. Социальная адаптация такого количества бывших заключенных, по мнению г-на Чайки, будет тяжелой.

Однако, как выяснилось, сотрудники ГУИН Минюста и депутаты Госдумы не вполне разделяют мнение министра. По амнистии из мест заключения в 2002 году должны быть освобождены всего 24 тысячи человек -- женщины и подростки. «Рост заболеваемости туберкулезом в обществе в связи с амнистией вообще невозможен, -- заявил корреспонденту газеты "Время новостей" зам. начальника ГУИН Минюста профессор Олег Филимонов. -- Во-первых, пока освобождены лишь 18 заключенных, излечившихся от туберкулеза, и еще освободят примерно столько же -- это ничтожное количество. Во-вторых, обычно недолеченных больных мы не освобождаем из мест заключения. Сначала нужно завершить курс лечения и только потом можно выйти на свободу, иногда это бывает даже после истечения срока амнистии».

По опыту прошлых амнистий рецидив, то есть количество людей, не нашедших работу и вернувшихся в места заключения, составляет 5--6%. Женщины, говорит г-н Филимонов, чаще других категорий амнистированных находят свое место в обществе. У несовершеннолетних рецидивов побольше, но, по словам сотрудников Минюста, это «погоды не сделает». Субсидии из местного и федерального бюджета дают возможность создавать для отбывших наказание новые рабочие места. Если бывшего заключенного трудоустроить невозможно, его автоматически ставят на учет в Комитет по труду и занятости. Тем, кто остался без жилья, квот со стороны государства не выделяется. Их могут поместить лишь в специально построенные интернаты для бывших заключенных.

«Даже если половина амнистированных не вернется в места заключения -- это уже победа, -- пояснил корреспонденту газеты "Время новостей" автор проекта об амнистии, член думского комитета по законодательству Александр Баранников. -- Лишение свободы -- шоковая терапия, действующая год-полтора. Когда срок заключения переваливает за два года, человек ко всему привыкает. Отбытие наказания переходит в форму существования, человек впитывает в себя тюремные законы, и ему намного сложнее потом адаптироваться в обычном обществе».

Проблема роста преступности в связи с амнистией, по словам г-на Баранникова, абсолютно надуманная: «Половина всех осужденных сидит за кражи. Это преступления, которые относятся к категории тяжких, но таковыми по своей сути не являются. Преступление против собственности -- одно из самых распространенных не только в России, но и во всем мире. Но у нас практически одинаково наказывается хищение мешка картошки или бутылки водки и крупная квартирная кража -- независимо от причиненного ущерба». А г-н Филимонов заявил: «Мы готовы во всем помогать депутату Баранникову, лишь бы разгрузить места заключения в России, которые сейчас слишком переполнены».

Иван МАГЕР