|
|
N°41, 11 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дефиле для террористов
Панкисское ущелье стало модным местом
Панкисское ущелье, прославившееся в последние недели на весь мир, впервые предстало вчера не как террористический анклав, но как арена для красочного шоу. Музы решили опередить пушки -- известный грузинский модельер Мака Асатиани и дюжина ее моделей показали зрителям коллекцию «Весна--лето-2002». Панкиси выбрано как «эмоциональный центр событий в Грузии». Постановщик акции Давид Доиашвили сказал, что люди должны больше думать о красоте. Чтобы моделей по законам гор не похитили в качестве невест или заложниц, в ущелье направился министр внутренних дел Коба Нарчемашвили. Сначала на фэшн-шоу в Панкиси планировали пригласить полторы тысячи гостей, но из соображений безопасности их количество сократили в пять раз. Впрочем, по словам Нарчемашвили, «перед красотой бессильны и террористы». Эдуард Шеварднадзе на шоу не поехал из-за недостатка времени, но принял в госканцелярии его организаторов.
Праздник в Панкиси почти совпал с отмеченным в минувший четверг десятилетием возвращения Шеварднадзе в Грузию. В программном интервью телеканалу «Рустави-2» президент фактически объявил, что главным «активом» своего десятилетнего правления он считает переориентацию на нового стратегического союзника -- США. При этом грузинский президент откровенно дает понять, что «отдает» страну американцам, только убедившись в том, что Россия так и не стала за эти годы надежным партнером.
То есть получается, что «сами виноваты», -- Грузия искала и обрела в лице США не просто союзника, но союзника против вредной политики Москвы. Которая сначала «загнала» чеченских боевиков в Грузию и теперь просится здесь же их уничтожать. Которая вводит визовой режим и при этом оставляет открытыми границы для сепаратистских Абхазии и Южной Осетии. Которая не торопится -- при всех на то решениях ОБСЕ -- закрывать свои военные базы. Грядущий приезд американских военных специалистов для подготовки грузинской армии Шеварднадзе рассматривает в контексте «союзничества или стратегического сотрудничества» и подчеркивает, что такие контакты в военной сфере свидетельствуют не иначе как об «особом уровне отношений между государствами». «Этот шаг рассчитан на будущее», -- резюмирует Шеварднадзе.
Возвращаясь к знаменитым откровениям на гелаевскую тему, Шеварднадзе подтверждает «Рустави-2», что его представители вступали в контакты с известным чеченским полевым командиром. И снова говорит о том, что Руслан Гелаев -- «приемлемая личность». Как выяснится позже, в Панкиси знают не только Руслана Гелаева. В интервью вашему корреспонденту вице-премьер Ичкерии Ахмед Закаев признает, что неоднократно, в том числе совсем недавно -- накануне визита в Грузию делегации МЧС России по проблеме возвращения чеченских беженцев, посещал регион, выясняя настроения восьми тысяч изгнанников, и получил заверения грузинских властей, что никого из них депортировать не будут.
По словам Ахмеда Закаева, появление в Грузии американцев станет «гарантией стабильности всего региона». «Наступают хорошие времена для всего Кавказа», -- считает Закаев. И чтобы его правильно поняли, высказывает готовность к сотрудничеству с США и Грузией в поиске террористов в Панкисском ущелье. Надо успеть понравиться янки, потому и утверждает он, что «никаких баз у движения сопротивления Чечни, у Масхадова в Панкисском ущелье не было и нет. Необходимости в создании таких баз не было, потому что вся Чеченская республика -- это военная база».
Да и Грузия, судя по всему, тоже -- для НАТО. Отвечая на вопрос о возможном открытии американской военной базы в Грузии, Шеварднадзе прозрачно намекнул: это «зависит от развития ситуации в регионе, отношений с Россией». То есть попытается Россия в отместку дестабилизировать ситуацию в Грузии испытанным способом создания горячих точек -- незамедлительно получит в своем подбрюшье натовскую военную базу. Да и сама Грузия тоже попросится в НАТО, Россия «должна это понять».
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси