Ситуация в автомобильной отрасли России не дает покоя нынешнему премьеру Владимиру Путину. Еще в 2001 году он попытался помочь отрасли, повысив пошлины на иномарки, а на прошлой неделе на встрече с главами крупнейших российских автопроизводителей в Елабуге поделился новыми идеями по изменению ситуации в отрасли. Среди них не только введение запретительных ввозных пошлин для подержанных иномарок, увеличение стоимости страховки и транспортного налога в зависимости от возраста автомобиля, но и довольно неожиданное решение -- продлить режим промышленной сборки. Предполагается, что нововведения сыграют на руку как отечественным автоконцернам, так и сборочным производствам на территории России. По данным источника «Времени новостей», эти меры должны быть приняты уже в августе. Однако расплачиваться за них опять придется автолюбителям -- по мнению экспертов, автоконцерны могут серьезно повысить цены.
Российский автопром дает 3% ВВП и создает миллионы рабочих мест. «Однако отечественная автомобильная промышленность сильно сдала позиции, не смогла удовлетворить возрастающий спрос ни по количеству, ни по качеству», -- отметил глава правительства, выступая на прошлой неделе на совещании по проблемам автомобильной промышленности в Елабуге. Премьер напомнил, что в 2007 году в России было продано свыше 3 млн автомобилей более чем на 1 трлн руб., однако только четверть из этой суммы приходится на машины российских марок. А значит, миллиарды долларов, которые тратились на покупку иностранных автомобилей, работают на развитие экономик других стран. По мнению г-на Путина, это неправильно, ведь внутренний автомобильный рынок развивается высокими темпами и уже в обозримой перспективе может стать крупнейшим в Европе. По его словам, 80% продаваемых автомобилей должно собираться внутри страны. Ставка будет сделана на зарубежные автоконцерны, которые уже реализуют в России 23 своих проекта. Однако и отечественных производителей не оставят за бортом. Рост отечественного автопрома сдерживают проблемы сырья и материалов. «В первую очередь это касается высококачественной стали», -- пояснил г-н Путин. Он предложил временно --ориентировочно на два года, за которые российские металлурги смогут ввести в строй новые мощности, -- снизить пошлины на оцинкованный прокат и все сорта стали, которые не производятся в стране либо производятся в недостаточном объеме.
Среди других идей, озвученных российским премьером, -- обновление отечественного автопарка, ведь более половины машин, используемых в России, старше десяти лет. «Фактически мы определили новый контур отечественного автопрома, и теперь необходимо заняться его качественным наполнением», -- считает г-н Путин. Например, предлагается увеличить импортные пошлины на ввоз подержанных автомобилей, с момента выпуска которых прошло от трех до пяти лет, до уровня пошлин на новые авто (25%).
«Эта мера выгодна для всех участников рынка, она спровоцирует волну покупок новых машин, однако скорее всего в выигрыше останутся иностранцы, имеющие сборочные производства на территории России», -- считает представитель одного из российских автоконцернов. Среди других новаций -- повышение ставок ОСАГО в зависимости от возраста автомобиля, начисление транспортного налога в зависимости от экологического класса транспортного средства (чем старше машина, тем выше тариф), а также отмена двойного взимания НДС при операциях trade in (при продаже дилерами подержанных автомобилей, приобретаемых у граждан в счет новых). По мнению главы правительства, это и социальная справедливость, и экономическая целесообразность. «Нельзя два-три раза взимать НДС с продукта, с которого налог на добавленную стоимость государством получен», -- отметил он.
Одним из ключевых может стать решение продлить режим промсборки для производителей автокомпонентов. Как известно, Минэкономразвития еще в ноябре прошлого года закончило подписывать соглашения и меморандумы о намерениях с производителями автокомпонентов, поскольку такая практика противоречит условиям ВТО. Однако большинство производителей жаловались, что не успели заключить контракты. Этот режим позволял им беспошлинно ввозить узлы и агрегаты, и лишение их такой льготы тормозило появление новых производств в России. По мнению экспертов, эта мера одна из самых неожиданных, ведь ранее МЭРТ говорил, что не намерен продлевать сроки промсборки.
В целом эксперты рынка поддержали новые автомобильные инициативы правительства. «Все логично. Это не только стратегическая необходимость, но и нормальная практика, которая широко применяется во всем мире», -- отметил Игорь Краевский из ИГ «Антанта Пиоглобал». Возможными последствиями новых решений, считает он, могут стать очереди, которые возникнут, если с рынка уйдут подержанные машины.
По мнению Ильи Макарова из UBS, минусы новых инициатив серьезнее. «Такие радикальные меры могут спровоцировать рост цен на новые автомобили и как следствие негативную реакцию со стороны автолюбителей», -- говорит эксперт. Однако и он полагает, что «у государства другого выхода нет, и надо избавляться от старых машин». Впрочем, делать это надо аккуратно, а не радикально, за два месяца, как планируется. По мнению экспертов, для того чтобы новые инициативы прижились, потребуется не менее трех лет, а за это время ситуация может измениться.
|
Предлагаемые импортные пошлины на легковые автомобили* |
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем двигателя, л |
|
|
|
|
|
Не более 1 |
1--1,5 |
1,5--1,8 |
1,8--2,3 |
2,3--3 |
Свыше 3 |
Новые |
25%, но не менее 1 евро |
25%, но не менее 1,2 евро |
25%, но не менее 1,25 евро |
25%, но не менее 1,8 евро |
25%, но не менее 1,8 евро |
25%, но не менее 2,35 евро |
От трех до семи лет |
25%, но не менее 0,45 евро |
25%, но не менее 0,5 евро |
25%, но не менее 0,45 евро |
25%, но не менее 0,55 евро |
25%, но не менее 0,55 евро |
25%. но не менее 1 евро |
Свыше семи лет |
1,4 евро |
1,5 евро |
1,6 евро |
2,2 евро |
2,2 евро |
3,2 евро |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*С бензиновыми двигателями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник: Минпромторг России |
|
|
|
|
Производство иномарок в России, тыс. штук |
|
2004 |
2007 |
Общий объем |
133,1 |
454,1 |
В режиме промсборки |
0 |
269,5 |
Прочие |
133,1 |
184,6 |
..."Автотор" |
14,5 |
106,4 |
..."ТаГАЗ" |
30 |
73,2 |
..."Амур" |
- |
4,2 |
...Другие |
- |
0,8 |
Источник: Минпромторг России |