Несмотря на постоянные попытки разделить расходы на развитие дорожной сети столицы с федеральным бюджетом, мэр Москвы Юрий Лужков явно не готов делиться с кем-либо функциями управления транспортными артериями города. Во всяком случае, вчера на заседании столичного правительства, где обсуждалась концепция
развития транспортной системы Москвы на 2010--2012 годы, градоначальник болезненно реагировал на критику со стороны представителей федерального правительства. Приглашенному же на заседание заместителю министра транспорта РФ Евгению Москвичеву московская программа показалась невнятной. Г-н Москвичев, подчеркнувший, что финансовым вложениям Москвы в транспортную инфраструктуру завидуют не только многие российские губернаторы, но и зарубежные коллеги г-на Лужкова, отметил, что документ в красках описывает нынешние проблемы, но не проясняет, как именно изменится ситуация на дорогах через несколько лет. «А мы должны видеть, как вкладываемые деньги дают положительный результат», -- заявил замглавы Минтранса.
Такие заявления, а также напоминание о том, что московская концепция развития транспорта почему-то отличается по срокам реализации от новой госпрограммы развития транспортной системы России, рассчитанной на пять лет начиная с 2010 года, столичному градоначальнику не понравились. Г-н Лужков тут же уточнил, что в программе, подготовленной руководителем департамента транспорта и связи города Леонидом Липсицом, обсуждается исключительно «внутренняя проблематика» Москвы. А «внешние вопросы» будут обсуждаться в четверг на встрече столичных транспортников с первым вице-премьером председателя правительства Игорем Шуваловым.
Однако, судя по всему, отсутствие в программе конкретных показателей дорожно-транспортного развития, по которым можно будет судить об успешности выполнения весьма дорогостоящих городских программ, не устроило не только представителя Минтранса, но и членов столичного правительства. В частности, руководитель комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк требовал от г-на Липсица «конкретного набора показателей», а «не просто сбора благих намерений». О том, что транспортная концепция носит не практический а «декларативный» характер, заявил и руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды города Леонид Бочин. А по мнению главы Московского метрополитена Дмитрия Гаева, в нынешней редакции документ лишь дублирует многочисленные городские программы и не отвечает своему назначению. Тем более что городские власти параллельно разрабатывают генпланы развития транспортной системы до 2015 года.
Однако обычно критично реагирующий на недочеты г-на Липсица Юрий Лужков на этот раз был на удивление доброжелательно настроен. «Концепция -- это то, что мы не должны забыть при формировании программы», -- вступился он за главу транспортного департамента и, наверное, уже в сотый раз перечислил задачи на будущее: пересадить частников на компактные машины и в общественный транспорт, ограничить въезд неэкологичных автомобилей в центр, наладить строительство гаражей и освободить улицы от стихийных парковок. Но эти «внутренние проблемы» вчера волновали градоначальника куда меньше, чем внешние. Концепцию он распорядился доработать и принять без дальнейшего обсуждения. Куда охотнее г-н Лужков говорил о взаимодействии городских властей с соседними областями и о проблематике «всего столичного региона», которую он в ближайшее время намеревается обсудить в Белом доме.
В частности, Москва хотела бы освободить свою территорию от железнодорожных товарных станций и таможенных терминалов, вытеснив их к соседям. «Все кому не лень затаскивают свои товары на общедоступные таможенные терминалы в Москву и тем самым усугубляют и так напряженную дорожную ситуацию», -- пояснил нежелание заниматься перевалкой грузов, не связанных с товарным обеспечением города, руководитель комплекса экономической политики и развития Москвы Юрий Росляк. Кроме того, столичные чиновники надеются на посредничество федералов в отношениях Москвы и Подмосковья. По словам г-на Лужкова, областные власти бездействуют, в то время как региональные дороги стоят из-за интенсивного железнодорожного движения. «Неужели нельзя сделать эстакады», -- возмущался градоначальник. Срочные меры, по его словам, необходимо предпринимать и по расширению движения на областных магистралях, которые при выезде с многополосных городских трасс превращаются в «узкое горлышко». Кроме того, по его словам, «для разгрузки Москвы и решения транспортных проблем города» понадобится строительство мощных объездных магистралей в 90 км от города, хордовых дорог, дублеров крупных городских магистралей.