|
|
N°97, 04 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Клуб IT-цеховиков
Российские независимые разработчики ПО обсудили кадровый голод и перспективные рынки
Годы развития отечественной индустрии программного обеспечения принесли с собой серьезные перемены. Эволюция была очевидна на конференции ассоциации, объединяющей независимых производителей ПО -- ISDEF Spring 2008 (Independent Software Developers Forum). Раньше предметом общего обсуждения было «как открыть счет в американском банке». Потом -- как не проиграть в патентной войне американскому конкуренту. Сегодня -- где взять людей, и есть ли смысл работать на российском рынке.
Члены ISDEF (а работу сообщества бессменно организует Александр Каталов из Elcomsoft) давно, как минимум вот уже десять лет, не привлекая к себе ничьего внимания, решают государственную задачу -- диверсифицируют российскую экономику. Они всегда работали на мировом рынке, торгуя через Интернет программными продуктами отечественного производства, защищая при этом свои авторские права, и лишь недавно пришли в Россию. Поддержки государства ISDEF не ищет (и в этом состоит еще одно его отличие от прочих отраслевых некоммерческих объединений), однако внимание к себе со стороны государства, конечно, в ISDEF хотели бы ощущать. Когда Дмитрий Милованцев, заместитель министра информтехнологий и связи, три года назад направил приветственное письмо участникам ISDEF Spring 2005, конференция восприняла это с очевидным энтузиазмом. Однако впоследствии чиновники ничем таким не жаловали.
Кадровый вопрос, причина головной боли всей IT-индустрии, стоит сегодня и перед ISDEF. Хотя, возможно, не так остро, как перед крупными софтверными компаниями вроде «1С». «Кроме нас, этим никто не занимается. Поэтому люди, не желающие заниматься ничем другим, идут к нам», -- говорит Ашот Оганесян из SmartLine (компания работает на одном из узких сегментов рынка систем безопасности). «От нас люди в Москву не уезжают. Им у нас работать не надоедает. Как творчество может надоесть?» -- репликой из зала демонстрирует жизнерадостное отношение к программистскому ремеслу Юрий Усков из Йошкар-Олы (CPS Labs).
Кроме способов утоления кадрового голода на ISDEF Spring 2008 обсуждался вопрос о том, где лучше вести бизнес -- в офшоре или на виду у какого-либо государства, например США. Выяснилось, что офшор бизнесу не нужен. «Для других целей, вроде покупки пары яхт, -- да, нужен и даже предпочтителен, но бизнесу он вреден», -- говорил, не встречая возражений, давно обслуживающий членов ISDEF американский юрист Дмитрий Дубограев (femida.us). Офшорные компании вызывают подозрения партнеров. Цепочка компаний, необходимая для продаж из офшорной зоны респектабельному заказчику, требует больших затрат на обслуживание, чем можно сэкономить на налогах. Аргументов в пользу отказа от регистрации компаний в офшорной зоне было высказано больше, но и противопоставить им, оказалось, есть что. Реальная история: компания, принадлежащая члену ISDEF, решилась на ведение бизнеса в России и в конце года честно уплатила налоги с 250 млн руб. Налоговики изумились и принялись искать недоимки. Искали целеустремленно, отнимая у бизнесмена много времени. Нашли целых 30 тыс. по ошибке не обложенных налогом рублей, после чего сладострастно оштрафовали. «В США любят тех, кто платит налоги» -- эта фраза г-на Дубограева встретила у зала не то ироническую усмешку, не то сочувственный вздох. В этой же связи производители софта припомнили проблемы сбытовых сетей «Эльдорадо» и «Техносила» и предположили, что после победы над фирмами-однодневками российские власти проявят интерес к офшорам.
Интерес к взаимоотношениям членов ISDEFс российским государством понятен -- даже работая исключительно на внешнем рынке, бизнесмены из ISDEF в большинстве своем предпочитают жить в России. Но, кроме этого, в последнее время Россия стала перспективным рынком сбыта программного обеспечения. Чему и было посвящено одно из заседаний. Обнаружилось, что европейский рынок «стагнирует», в США торговать стало плохо из-за низкого курса доллара, а в России все хорошо: рынок растет. Дмитрий Курашев из Famatech (его компания производит софт для удаленного управления компьютерами) говорит, что Россия «вышла на первое место по продажам». Три года назад и предположить такое было невозможно. Среди стран СНГ перспективнее прочих (за исключением России, конечно) выглядит рынок Казахстана. Прочая Средняя Азия считается бесперспективной («там все коррумпировано!»).
Интересно, что от локализации программных продуктов на украинский язык продажи в этой стране не растут -- русский уверенно конкурирует с государственным языком. Что касается Восточной и Центральной Европы, то бывшие страны -- сателлиты СССР демонстрируют по отношению к российскому софту большую лояльность. Продажи в Чехии или Польше приносят денег больше, чем, например, богатый итальянский рынок.
Андрей АННЕНКОВ, iToday, -- специально для «Времени новостей»