|
|
N°97, 04 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Джангл буги
Умер Бо Диддли -- великий американский музыкант, вокалист, гитарист, автор песен
Его творчество -- главное звено между электрическим блюзом и рок-н-роллом. «Классик для классиков» -- его влияние испытали на себе все, от the Who Yardbirds до гитариста-виртуоза Джимми Хендрикса и металлистов 80-х. Главной заслугой Бо Диддли считается изобретение характерного ритма со сложно переводимым названием shave and a haircut-two bits, названный по песне, в которой этот ритм впервые был применен.
Музыкант родился 30 декабря 1928 года в Маккомбсе, Миссисипи. Его настоящее имя -- Эллас Бейтс. Позднее его усыновила кузина его матери, и он взял имя Эллис Макдениэл. Это его самое «настоящее» имя -- так его всю жизнь называла жена. Всему же слушающему миру старик-негр в черных очках, шляпе и с несуразной гитарой (прямоугольная дека!) был известен под именем Бо Диддли. Откуда это имя взялось -- непонятно. Сам музыкант говорил, что ребята в школе так прозвали его, но за что и что это значит -- тайна для него самого. Называли и называли. Единственная правдоподобная версия -- от названия однострунного африканского инструмента diddley bow.
Действительно Диддли не чужд был музыке и в раннем детстве. Он начал учиться играть на скрипке в пять лет, в десять переключился на гитару. И в том же возрасте «лабал» на улицах. В конце концов бросил школу и стал заниматься только музыкой. О чем никогда не жалел: «Я бросил школу и сделал из себя кое-кого. Меня знают на всем земном шаре. А есть ребята, которые тоже сделали черт-те сколько много всего. Но они не имеют такого влияния, как я». Так, в отличие от большинства «скромных гениев» Диддли спокойно рассуждал о своем величии, воспринимая самого себя как отца, патриарха и так далее. Но также он скептически относился к своему влиянию на других музыкантов: «Берут что-то у Бо Диддли, как будто своего ничего придумать не могут. Вот у меня никаких идолов не было, я никого не копировал!» При этом он продолжал работать, утверждал, что «семьдесят (лет) -- это просто цифра, черт возьми». А фэны, видевшие его концерты в 90-е, говорят, что старик «отжигал» не хуже современных рокеров. «Все в нем было огромным: размеры, музыка, влияние. А также миф о самом себе, который он развивал в песнях», -- так определяет место Диддли в рок-мире музыкальная интернет-энциклопедия allmusic.com. В 1999 году Диддли получил «Грэмми» в номинации, которую у нас называют «Достижения в течение жизни». У него есть звезда на Аллее славы. Он выступал перед двумя американскими президентами: Бушем-старшим и Биллом Клинтоном.
Единственное, чем он не мог похвастаться, -- презренным металлом. Как-то так получилось, что за пластинки он не получал авторских -- только гонорар: «Пацан с карандашом страшнее чувака с пушкой!» У него было мало своих чартовых успехов -- хиты только в 50-х и начале 60-х. Зато другие (безусловно, достойные люди) въезжали в славу с его материалом. Его -- опять же как ни странно -- мало переиздавали. Хотя та или иная песня (например, Gun Slinger, You Can't Judge a Book by Its Cover, Shave and a Haircut) входит в любую приличную блюзовую антологию. А собственно начало карьеры Бо Диддли в звукозаписи связано с культовым лейблом Chess, этот лейбл выпускал записи электрических блюзменов, соул-музыкантов и стал важным звеном в эволюции рок-н-ролла. Или, как тогда говорили, «ритм-энд-блюза». Еще один современный термин, «джангл», взялся не из 90-х. Джанглом радиоведущие называли дикий жесткий блюз Бо Диддли еще в 50-х.
В августе Бо Диддли перенес инфаркт. За три месяца до того -- инсульт во время тура по Айове. Что повлияло на его способность говорить. Легендарный музыкант скончался у себя дома, в Арчер, Флорида.
Антон ЖЕРДЕВ