|
|
N°96, 03 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Еще один метр к безымянной горе
Открылась выставка современного искусства Китая
Экспозиция заняла четвертый этаж нового здания ЦУМа. Название немудреное: «Китай... вперед!». Уже лет десять модное во всем мире искусство приехало к нам и размещено в модном магазине. Двойной, так сказать, фэшн. Тем более выставка удачно совмещена с неделями Китая в торговом зале. Тут главное не перепутать, где что, ведь даже на гигантских плакатах в боковых проходах написано: «Китай... вперед! Одежда, аксессуары, мебель, сувениры». В этом контексте стоящая при входе с Петровки гигантская красная скульптура, изображающая кричащего гомункулуса с непропорциональным мускулистым телом и головой ребенка (автор Чэнь Вэньлин), теряет любые возможные художественные ассоциации и предстает в роли зазывалы в магазин.
Выставка, подготовленная независимым французским куратором Пией Копер при поддержке галереи Альбера Бенаму, позиционируется как панорамная -- иными словами, сборная солянка. Что вовсе не так уж плохо, ведь, как говорил еще Гекльберри Финн, перемешанное пропитывается соком и проскакивает намного лучше. Действительно, на выставке собраны работы от таких значительных величин, как братья Гао, Чжан Хуань или Хуан Янь, до малоизвестных представителей китайской артсцены, как, например, фотограф Цянь Бингэ (он же Sofia Soh). Значительная часть этих художников уже была показана в Москве в рамках Фотобиеннале-2004 и 2006 и спецпроектов Второй биеннале современного искусства в 2007 году -- «Китайское политическое искусство» в Третьяковской галерее и «Мы -- ваше будущее» на «Винзаводе».
При входе в магазин посетителя встречает скульптура братьев Гао «Мисс Мао №3» -- красное карикатурное изображение Мао Цзэдуна с лицом, напоминающим поросенка, длинным носом и огромной женской грудью. Эта работа выполнена в формальном соответствии с главным эстетическим принципом эпохи «культурной революции» -- хун, гуан, лян (красный, блестящий, яркий), но по содержанию является едким выпадом в сторону давно почившего вождя. Такую злую иронию, конечно же, не стоит считать только личной местью (отец художников был убит во время «культурной революции»), но можно понять как предостережение тем многим китайцам, которые до сих пор идеализируют образ «великого кормчего».
Проблемы «культурной революции» затронуты и Тянь Тайцюанем, известным фотосерией с призрачными девушками в военной одежде на кладбище хунвейбинов. Привезенная в Москву работа «Воспоминание о тотеме» изображает утопающее в море значков с портретом Мао мертвое тело молодой «красной охранницы». К кровавым событиям прошлого Китая обращается художник Шэн Цы, после трагедии 1989 года на площади Тяньаньмэнь в знак протеста отрезавший себе левый мизинец и покинувший КНР. На одной из его работ, выполненных в серо-красных тонах, солдаты китайской армии с красными знаменами и портретом Мао Цзэдуна идут по горло в крови («Красная река»), на другой -- фотограф снимает гору трупов на площади Тяньаньмэнь.
Несмотря на то что китайские художники до сих пор то ли в качестве терапии, то ли в поисках популярности на Западе обращаются к своему недавнему прошлому, не обходят они стороной и настоящее.
Урбанизация и расслоение общества отражены в фотографиях молодого художника-перфомансиста Хань Бина, прославившегося в Китае «прогулками» с кочаном капусты на поводке. Своими действиями, вызвавшими, правда, дискуссии об их этичности, художник ставил под сомнение привычные практики, подталкивая людей к размышлению о рутинности жизни. В серии «Нувориши ведут за собой людей, театр модернизации» крестьянка с капустой и строитель с кирпичом, стоя в ковше бульдозера, скрестили серп и молот, как в известной скульптуре Мухиной. Они олицетворяют людей, которых обещали взять в «общество малого благоденствия», но, похоже, собираются забыть.
Тотальный консюмеризм пугает самого молодого участника выставки Кан Цаня (1984 г.р.), любящего изображать младенцев в символических опасных ситуациях: спящих на зажженной сигарете, придавленных гигантским чизбургером, ползающих рядом с ножом, разделывающим поданную к завтраку курицу. А Братья Гао выражают свое отношение к засилью СМИ в фотографии ребенка, сидящего на телевизоре как на унитазе.
К вопросу о месте традиции в глобализирующемся мире обращается Хуан Янь, чьи работы являются своеобразным сплавом традиционного и современного искусства. В Москве он показывает эффектные большеформатные фотографии-автопортреты: классические китайские пейзажи написаны на лице художника его женой и соавтором Чжан Темэй («Китайская пейзажная татуировка», 2005).
Открытым финалом выглядит будущее маленьких девочек в серии «Стена» Вэн Пэйцзюня -- хотя зритель видит их со спины, понятно, что они задумчиво смотрят на новый большой город, а по сути -- на новый мир.
Модный Фэн Чжэнцзе привез свои известные «неоновые» портреты девушек со смотрящими в разные стороны глазами-бусинками («Портрет Китая»). На фотографиях Ван Сяохуй изображены утомленные куртизанки, которые словно затерялись где-то вне времени («Ранний соблазн»), а девушки Чэнь Цзягана становятся единственными, кто способен одушевить печальный урбанистический пейзаж («Пересечение», «Печаль», 2004).
Ма Люмин изобразил себя в виде скульптуры младенца со «взрослой» головой (до 2002 года художник показывал перфомансы в роли трансгендерного персонажа -- мужчины с женским лицом), а Чжун Бяо в новой работе «Социализм» (2008) задумался о связи между «классическим» социализмом и «социализмом с китайской спецификой», который строят сегодня в КНР.
О радикализме китайского искусства более чем десятилетней давности свидетельствует фотофиксация знаменитого перфоманса «Добавить один метр к безымянной горе», организованного в 1995 году Чжан Хуанем. Десять участников проекта легли обнаженные друг на друга, увеличив высоту горы ровно на один метр. Позже Чжан Хуань неоднократно говорил об этом перфомансе как о наглядном подтверждении того, что жизнь полна неудач и ошибок -- они пытались сделать гору выше, но когда уходили, она оставалась такой же, как и была.
Конечно, проект французских кураторов вряд ли может претендовать на подробный обзор китайского современного искусства, для этого нужно было бы привезти лучшие работы самых значительных авторов. Но за последние три года в Москве это четвертая крупная китайская выставка, что уже создало определенный контекст восприятия contemporary art из Поднебесной. К тому же в последнее время китайское искусство появилось и в московских галереях, поэтому выставка в ЦУМе, без сомнения, «продвинет» художников из КНР на здешнем артрынке. Китай! Вперед!
Евгений КАЛКАЕВ