|
|
N°96, 03 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Высшая степень пандения
«Кунг-фу панда» на московских экранах
В относительно древнем Китае (кто их там разберет, эти династии), в закусочной своего отца торгует лапшой увалень-панда по имени По. Ему совсем не хочется повторить судьбу своего родителя, чей небольшой мозг занят только драгоценной лапшой, и в свободное от разноса тарелок и палочек время он грезит о величайших мастерах боевых искусств (к слову, досконально повторяя практику подавляющего большинства поклонников кунг-фу-фильмов, которые могут посреди ночи перечислить все до одного приемы любого стиля, но никогда в жизни и на пушечный выстрел не приближались не только к настоящим шаолиньским тренажерам-костоломам, но и к обыкновенному спортзалу). Но ситуация резко меняется после того, как волею рока По оказывается в храме ровнехонько в тот момент, когда там выбирают величайшего бойца, которому предстоит сразиться за свиток дракона, содержащий вселенскую премудрость, и оградить родную Мирную долину от посягательств злодеев, главный из которых -- непревзойденный, но давно уже перешедший на темную сторону единоборческой силы снежный барс Тай Лунг. Волей-неволей панде приходится присоединиться к своим кумирам -- мастерам различных стилей (Богомол, Гадюка, Обезьяна, Журавль и Тигрица), чтобы постигать самые засекреченные тайны искусства кунг-фу. Но и в этом случае самым главным стимулом в постижении сокровенного знания для По (такова уж его натура) является спрятанная на антресолях корзинка с печеньем...
На самом деле настоящий фильм с точно таким же сюжетом (не исключая даже иных тонких нюансов) можно представить себе без всякого труда. Как подставить на место представителей азиатской фауны самых настоящих героев боевых искусств. Очевидно, что главный герой, панда По, -- это Саммо Хунг по комплекции и молодой Джеки Чан по самой своей сути, Тигрица, конечно же, Мишель Йео, учитель Шифу (малая панда, Ailurus Fulgens, млекопитающее семейства енотовых отряда хищных, длина тела 51--64 см, питается растительной пищей и мелкими позвоночными) -- любой из многочисленных учителей из фильмов студии Shaw Brothers 1970-х годов, а в роли главного злодея Тай Лунга великолепно смотрелся бы Гордон Лиу. В «Панде» почти нет неизбежной, казалось бы, стилизации, свойственной почти всем мультфильмам, так или иначе пародирующим популярные жанры популярного постмодерна а-ля «Шрек». В определенный момент слово «панда» в названии мультфильма перестает быть главенствующим, отдавая пальму первенства слову «кунг-фу», и картина на самых что ни на есть законных основаниях становится принадлежностью настоящего боевого кинематографа, попадая в один ряд с фильмами вроде «Пьяного мастера», «Бесстрашной гиены» или «Змеи в тени орла», тех самых, из которых черпали вдохновение создатели фильма. Особенно приятно, что они тянулись к заслуживающим на самом деле внимания истокам и черпали оттуда куда больше, чем из шумно-успешных, но прискорбно адаптированных поделок вроде «Крадущегося тигра, затаившегося дракона». Заслуженно удививший многих факт, что отцом По является гусь, тоже имеет отношение не столько к абсурдистскому юмору, сколько к кинематографическому контексту: многие могли в свое время посмотреть в видеосалонах или на дому (а увидев, не забыли до конца времен) удивительную картину «Боец в стиле разъяренного гуся» -- так что все вполне логично. Разумеется, «Кунг-фу панда» не забывает, что все-таки является анимационным проектом спилберговской студии Dreamworks, а потому развлекает публику всеми возможными способами. Но и тут выбор происходит не в сторону стандартных квазидиснеевских гэгов, а адаптированного для Азии «слэпстика» в духе помянутого уже Джеки Чана, в свое не такое уж и недавнее время удачно скрестившего площадную комедию с восточными единоборствами. Впрочем, даже не вникая в жанровые тонкости, можно быть уверенным, что просмотр «Панды» принесет мало с чем сравнимое удовольствие. Если уж позволять себе хотя бы раз в год такое, в сущности, малопочтенное удовольствие, как просмотр полнометражного мультфильма вне родительских обязанностей, на вечернем сеансе, для себя самого, то пусть это будет именно этот фильм.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ