На прошлой неделе
в гренландском городке Илулиссат закончилась встреча министров из пяти прибрежных арктических государств -- России, Дании, Канады, Норвегии и США, посвященная проблемам территориального раздела Арктики.
Вопрос стал особенно актуальным после того, как Россия заявила о своих притязаниях на часть арктического шельфа, проведя в прошлом году исследования дна Северо-Ледовитого океана с помощью глубоководных батискафов.
Пер Стиг Меллер, министр иностранных дел Дании, и Ганс Эноксен, премьер-министр Гренландии, автономной провинции Дании, пригласили в Илулиссат представителей России, США, Канады и Норвегии, чтобы совместными усилиями снизить накал страстей, кипящих вокруг не такого, как выяснилось, уж и холодного Северного полюса.
Россию представлял министр иностранных дел Сергей Лавров, Норвегию -- его коллега Йонас Гар Стере, Канаду -- министр природных ресурсов Гарри Ланн, а США -- заместитель госсекретаря Джон Негропонте.
По итогам встречи собравшиеся подписали декларацию, в которой стороны выразили желание решать все спорные вопросы за столом переговоров в строгом соответствии с международными законами.
«Пять наций провозгласили, -- сказал Пер Стиг Меллер, -- что они будут действовать в строгом соответствии с законами. Надеюсь, мы раз и навсегда разрушили мифы относительно яростной борьбы, которая развернулась за Северный полюс».
«Мы не разделяем тревожных прогнозов относительно грядущего столкновения интересов арктических государств, -- согласился с датским коллегой Сергей Лавров, -- чуть ли не будущей «битвы за Арктику» в условиях потепления, облегчающего доступ к дорожающим природным ресурсам и транспортным путям».
Кроме декларирования приверженности к соблюдению международного права в итоговой декларации имеются пункты о сотрудничестве в случае морских аварий, защите окружающей среды и по ряду других более мелких вопросов.
Результатами встречи в Илулиссате остались довольны не все. Прохладно отнеслись к итоговой декларации и в Рейкьявике, Хельсинки и Стокгольме. Исландию, Финляндию и Швецию, оставшихся участников так называемого Арктического совета, на встречу не пригласили. Наверное, потому что эти три страны особых территориальных притязаний в Арктике не имеют.
Не пригласили в Илулиссат и представителей индейцев-инуитов, основной народности, живущей в приполярной части Канады, которые заинтересованы в судьбе Арктики не меньше других.
Министры пятерки разъехались по своим столицам, где их ждут другие, не терпящие отлагательств дела. Комиссия ООН по определению границы шельфа, мнение которой участники встречи в Илулиссате признали (по крайней мере на бумаге) решающим, должна вынести свой вердикт к 2020 году.
«Зеленые» же мечтают о том, чтобы арктические государства подписали договор, похожий на тот, что регламентирует положение Антарктиды. Согласно подписанному в 1959 году документу управление континентом проводится коллегиально на встречах подписавших его стран. Все территориальные претензии на время действия договора отменяются. Однако любая страна может в любое время выйти из договора и заявить права на какую-то арктическую территорию. Неудивительно, что договор подписали всего 46 стран, включая, правда, СССР и США, но он формально не признан ООН. Антарктида остается единственной частью планеты, на которую может претендовать любое не подписавшее договор государство.
На подводных окраинахПятерка арктических государств не оправдала надежд «зеленых», подтвердив, что существующих законов вполне достаточно. Речь конечно же идет о Конвенции по морскому праву.
Раньше все было значительно проще. До 40-х годов прошлого века любая страна, имевшая выход к морю, обладала суверенным правом на узкую полоску воды. Сначала ее протяженность измеряли дальностью полета ядра, но со временем продлили с трех до 12 морских миль (22 км).
В 1945 году Гарри Трумэн объявил о правах Соединенных Штатов на огромную территорию в сотнях миль от побережья Америки. Примеру Вашингтона последовали и другие морские державы. Во избежание неразберихи ООН начала работу над международным законом, регламентирующим притязания членов организации на моря и океаны, омывающие их берега.
Международную конвенцию по морскому праву подписали в 1982 году 119 стран. В силу она вступила 19 ноября 1994 года, но ратифицировали ее не все подписанты, а только 84 государства.
Одним из тех, кто подписал конвенцию, но не ратифицировал ее, являются США. В конгрессе и сенате опасаются ущемления суверенитета и национальных интересов Америки. Правда, перед отъездом в Гренландию, куда американцев все же пригласили, заместитель госсекретаря г-н Негропонте пообещал, что США конвенцию скоро ратифицируют.
Конвенция вводит понятие территориального моря (территориальных вод). Это примыкающий к сухопутной территории или внутренним водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль. Он входит в состав территории государства и находится под его суверенитетом. Суверенитет прибрежного государства распространяется на территориальное море, его дно и недра дна, а также на воздушное пространство над территориальным морем. Внешняя граница территориального моря является государственной границей.
Кроме этого, прибрежные государства обладают правом на исключительную экономическую зону (ИЭЗ). В соответствии со ст. 55 конвенции ИЭЗ представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина ИЭЗ не должна превышать 200 морских миль (370 км).
В ИЭЗ прибрежные государства обладают ограниченным суверенитетом, который подразумевает исключительные права на рыбную ловлю, разведку и добычу полезных ископаемых, но запрещает препятствовать проходу кораблей других стран.
76-я статья Конвенции по морскому праву позволяет прибрежным государствам продлевать ИЭЗ за пределы 200 миль, если они могут доказать, что морское дно является продолжением их сухопутной территории.
«Континентальный шельф прибрежного государства, -- гласит пункт первый 76-й статьи, -- включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль (370 км) от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние».
Делиться надоАрктика долгое время интересовала людей скорее только с патриотической точки зрения -- в гонке за первенство в достижении Северного полюса да возможного транспортного морского пути, позволяющего быстрее добраться из Европы в Америку. Да и кому нужны были эти бесконечные ледяные поля? Арктика была практически ничейной. Доходило до нелепых ситуаций. Так, в 1909 году, к примеру, два проводника-индейца убили путешественника из Америки, отправлявшегося на Северный полюс, но поскольку никто не знал, под чьей юрисдикцией находится территория, не было проведено даже расследование.
Полвека назад канадцы потребовали передать им Северный полюс. Международный суд постановил, что если в течение следующих ста лет никакая другая страна не заявит претензий на эти территории, он перейдет под управление Оттавы. Составители географических атласов явно поторопились закрасить Северный полюс в канадский цвет, так как претендентов нашлось немало. Формально Северный полюс по-прежнему никому не принадлежит и управляется комиссией по морскому дну, штаб-квартира которой находится в Кингстоне, Ямайка. Ситуация начала меняться в два-три последних десятилетия. Главной причиной, заставившей обратить внимание на северную «макушку» планеты, являются, конечно, обнаруженные в зоне арктического шельфа огромные запасы углеводородов. По оценкам экспертов, в Арктике залегает около четверти мировых запасов нефти и газа.
Поделить арктические территории непросто, потому что делать это пытаются разными способами.
К примеру, Канада и Дания предлагают так называемый срединный способ разделения, основанный на срединной (равноудаленной) линии. Поскольку здесь главным является продолжительность береговой линии ближайшей суши -- Гренландии, то Северный полюс должен отойти Дании. Не останется внакладе и Канада.
Россия выступает за секторный метод дележа. При этом границы должны проходить от Северного полюса параллельно меридианам так, чтобы охватывать крайние точки береговой линии той или иной страны. Как нетрудно убедиться, при таком методе больше всех выигрывает Москва. Кстати, в свое время Сталин именно так поделил Арктику. Он соединил с полюсом Мурманск и мыс Дежнева и увеличил территорию СССР почти на 7 млн кв. км.
Несмотря на все заверения министров арктических государств о том, что раздел Арктики будет проходить цивилизованно и в строгом соответствии с Конвенцией по морскому праву и другими международными законами, далеко не все смотрят в будущее с оптимизмом.
Кроме экономических арктическими государствами, в первую очередь США и Канадой, движут и политические причины -- желание уменьшить зависимость от непредсказуемых и далеко не всегда дружественно настроенных экспортеров нефти из Персидского залива.
Сейчас в результате глобального потепления перспектива получения арктической нефти и газа становится вполне реальной. Новые технологии, в которых особенно преуспела Норвегия, позволяют добывать полезные ископаемые в Арктике уже сейчас. Компания StatoilHydro извлекает природный газ из континентального шельфа в Баренцевом море примерно в 145 км от побережья Норвегии, в районе города Хаммерфест. Полностью автоматизированный завод считается прототипом для добычи арктической нефти и газа в будущем. Газ закачивается с 300-метровой глубины через трубу диаметром 70 см. На терминале, расположенном на острове Мелькья, его сжижают и грузят на танкеры.
Страсти по ЛомоносовуНовое обострение отношений между арктическими государствами произошло в августе прошлого года, после того, как российские ученые на двух батискафах погрузились на 4261 м, установили на дне Северного Ледовитого океана у самого полюса российский флаг из титанового сплава и взяли образцы грунта. Стараясь разрядить напряжение перед встречей в Илулиссате, Сергей Лавров заявил, что это просто символический акт, и сравнил его с высадкой американских астронавтов на Луне.
Другие претенденты на арктические богатства отнеслись к символическому акту крайне отрицательно. Некоторые западные аналитики обвиняют Москву едва ли не в стремлении захватить Арктику силой, не считаясь с нормами международного права.
«Сейчас не ХV век, -- заявил в интервью канадскому телеканалу CTV Питер Маккей, министр иностранных дел Канады. -- Нельзя просто бродить по свету, расставлять флаги и говорить: «Это наша территория». Эта экспедиция нас совершенно не волнует. В основном это просто организованное Россией шоу».
Россия претендует на 1,2 млн кв. км Арктики, в т.ч. и Северный полюс. Но первую заявку, поданную Москвой еще в 2001 году, комиссия вернула на «доработку».
Болезненнее всего к притязаниям Москвы относятся в Копенгагене. В своих притязаниях и Россия, и Дания ссылаются на хребет Ломоносова, подводную горную гряду, протянувшуюся на 1800 км от Сибири через Северный полюс к Гренландии.
Российские ученые считают на основании анализов образцов, взятых со дна океана в прошлом году, что хребет Ломоносова связан с Сибирской континентальной платформой, т.е. является продолжением России. Датские ученые так же, как ученые других арктических стран, отправившиеся в экспедиции после установки российского флага, уверены, что хребет связан с Гренландией.
Претендует на хребет Ломоносова и Канада. За несколько дней до встречи дипломатов в Гренландии канадские ученые опубликовали в авторитетном журнале «Геофизические исследования» большую статью, в которой доказывают, что хребет Ломоносова является частью не Евразии, а Северной Америки.
Парламент Канады выделил на проведение картографических работ, доказывающих принадлежность хребта Ломоносова канадцам, 40 млн долларов.
По аппетитам Канада, кстати, превосходит Россию. Оттава претендует на 1,75 млн кв. км Арктики. Из арктической пятерки канадцы ведут себя наиболее энергично.
«Мы вновь заявим о решимости защищать наш суверенитет в Арктике, -- подчеркнул Гарри Ланн в интервью влиятельной торонтской газете Globe and Mail перед поездкой в Илулиссат. -- Это приоритетное направление работы нашего правительства».
Стивен Харпер, премьер-министр Канады, заявил, что Оттава намерена усилить свое военное присутствие в Арктике и построить два военных объекта в Резольюте и Нанисивике, стратегически важных пунктах Северо-Западного прохода (морской путь между Атлантическим и Тихим океанами, проходящий через моря и проливы Канадского Арктического архипелага). Если раньше Канада держала за Северным полярным кругом 100 рейнджеров на временной основе, то сейчас их число выросло в десять раз, и находятся они в Арктике постоянно.
Оттава провела военные маневры с участием надводных кораблей, подводной лодки и авиации, сославшись на то, что редкая неделя проходит без того, чтобы над Северным полюсом не пролетали российские самолеты, которые отрабатывают ракетно-бомбовые удары по военным базам и кораблям условного противника.
Оттава выделила 5 млрд долл. на строительство восьми новых ледоколов и запустила спутник, орбита которого проходит над Арктикой. Одной из его главных задач является контроль судоходства в северных водах.
«Правительство Канады четко осознает, -- объяснил премьер Харпер в прошлом году канадскую точку зрения, -- что главный принцип суверенитета в Арктике состоит в том, что мы либо используем эти территории, либо теряем их».
Спорные дорожкиПроблема территориального раздела Арктики представляет клубок противоречий между арктическими государствами, распутать который будет сложно. Конечно, нового раздела мира, похожего на тот, что был в XIX веке, не будет, но ситуация сложилась непростая. Достаточно вспомнить, что сто лет назад, в 1909 году, канадцы уже объявляли своими все земли между Канадой и Северным полюсом к западу от Гренландии, а через 13 лет даже установили флаг с кленовым листом на острове Врангеля, принадлежащем России с 1916 года. В 1924 году, после двух лет бесплодных переговоров, Москве удалось «отвоевать» спорный остров при помощи канонерской лодки «Красный Октябрь».
Надежды на то, что далеко не всегда дружеские отношения между Вашингтоном и Оттавой улучшатся с приходом к власти Стивена Харпера, не оправдались. Едва вступив в должность, канадский премьер подбросил дров в незатухающий уже не одно десятилетие территориальный спор с южным соседом. Всего через два дня после победы своей партии он в пух и прах раскритиковал посла США, вновь заявившего, что Северо-Западный проход является «нейтральными водами».
Канадский премьер потребовал от американцев забыть о проходе, вновь пообещал усилить военное присутствие Канады в спорных районах и предъявить права на 16 тыс. островов в Арктике.
Северо-Западный проход является важным транспортным маршрутом, позволяющим сократить путь между Европой и Азией почти на 4 тыс. км. С каждым годом период навигации в нем удлиняется. К 2050 году он, по прогнозам ученых, из-за таяния льдов, может вообще стать незамерзающим.
Оттава считает, что Северо-Западный проход расположен в территориальных водах Канады. Вашингтон утверждает, что эти воды международные и открыты для судов всех стран.
На данный момент между Америкой и Канадой существует компромиссное соглашение, не устраивающее обе стороны. Американцы должны предупреждать канадцев о проходе своих кораблей, но канадцы не имеют права их останавливать.
«Мы показали нашу волю и решимость установить суверенные права на нашем заднем дворе, -- заявил два года назад коммодор Боб Блейкли, высокопоставленный офицер ВМС Канады, выступая на пресс-конференции в Черчилле, куда впервые за последние три десятилетия зашли два фрегата ВМС Канады. -- Да, море открыто для всех. И мы готовы разрешать проход всем, кто нас об этом попросит и согласен с установленными нами правилами -- использовать принадлежащие нам ресурсы разумно и не причинять вреда хрупкой северной экосистеме. Положение в Арктике можно сравнить с дорожкой за домом. Хозяева не возражают, чтобы соседи ходили по ней. Но они не должны выбрасывать свой мусор и таскать овощи из хозяйского сада».
Еще один территориальный спор между Вашингтоном и Оттавой разгорелся из-за моря Бофорта, в котором, по оценкам геологов, богатые запасы нефти и газа.
Имеются серьезные противоречия у Канады и с Данией. Мышь -- скала площадью меньше квадратного километра в проливе Нареса между канадским островом Элсмир и Гренландией -- породила слона в виде горячих споров между Оттавой и Копенгагеном.
В 1973 году Дания и Канада, казалось, поделили пролив, но так и не подписали соглашение из-за разногласий в отношении продуваемого холодными ветрами острова Ганса. В 1984 году на нем высадился Том Хойем, министр обороны Дании. Он демонстративно установил флаг Дании и зарыл под ним бутылку с датским бренди и записку, гласящую, что остров принадлежит Датскому королевству.
Через неделю на Гансе побывали канадские солдаты. Они поставили на скале канадский флаг и зарыли бутылку канадского бренди. О судьбе датского бренди история умалчивает.
Через два десятилетия спор разгорелся с новой силой. Ганс, который канадцы считают своим на том основании, что его открыли английские мореплаватели, посетил министр обороны Канады Билл Грэм.
«Мы считаем Ганс частью территории Дании, -- выступил на следующий день Петер Таксо-Йенсен, глава отдела международного права министерства иностранных дел Дании, -- и поэтому заявляем протест по поводу неожиданного визита канадского министра, о котором нас не потрудились предупредить».
Канадцы не только не извинились, но и направили в район острова Ганс фрегат «Фредериктон». Официально, правда, военный корабль должен был упорядочить правила рыбной ловли в Арктике, но при этом он прошел в непосредственной близости от острова, что вызвало новые протесты Копенгагена.
С точки зрения здравого смысла спор вокруг Ганса вообще не имеет смысла, потому что, по данным геологов, ни на острове, ни в прибрежных водах ни нефти, ни других полезных ископаемых нет. Единственное объяснение -- близость его к входу в Северо-Западный проход.
Россия и Норвегия никак не могут поделить Баренцево море. Тлевший во время «холодной войны» спор разгорелся в последние годы с новой силой. Норвежцы заявляют свои права, арестовывая российские рыболовные суда, вошедшие якобы в их территориальные воды. В Москве все громче говорят об отправке в спорные районы военных кораблей и самолетов.
Россия и Соединенные Штаты вот уже полтора десятилетия не могут договориться по Берингову морю, отделяющему американскую Аляску от российского Дальнего Востока. Дума не ратифицирует подписанное в 1990 году США и СССР соглашение Шеварднадзе -- Бейкера на том основании, что оно отдает Вашингтону 50 тыс. кв. км российской территории. Помимо прав на другие ресурсы для России это потеря как минимум 200 тыс. тонн рыбы и морских продуктов.
Не стоит забывать и разногласий в отношении Северо-Восточного прохода, который пролегает вдоль северного побережья России. Вашингтон считает притязания Москвы в этом вопросе сильно завышенными.
Схватка за богатства Арктики только начинается, к счастью, она происходит пока в кабинетах политиков и дипломатов.