Время новостей
     N°95, 02 июня 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.06.2008
Урок без пения
Шведское трио E.S.T. в зале Чайковского
Спокойствие, только спокойствие: E.S.T. -- это не тот наш «металлический» E.S.T. перестроечных времен. Не «Электро-судорожная терапия», а Трио Есбьорна Свенссона. Да, совпадение названий совершенно случайное, да и мало ли на белом свете одноименных групп? Но в случае с джазменами и металлистами сравнения обычно напрашиваются сами собой. И то и другое -- вроде бы субкультура, андеграунд. Музыканты этих жанров не «светятся» на ТВ и радио, но имеют крепкую и неизменную армию поклонников, которая скорее расширяется, чем сужается. Шведы E.S.T. -- как раз из таких. Вроде бы инструментальный джазовый состав, но могут и стадион собрать. Вроде бы не старые люди, а дискография из доброго десятка дисков, половина из которых ходила даже у нас на пиратках.

В Москве, правда, собрали три четверти зала Чайковского, но это из-за недостаточной рекламы. Вообще же музыка трио Есбьорна Свенссона привлекает разные аудитории: любителей европейского джаза, пост-рока и всяких авангардных выкрутасов.

Уже восемнадцать лет эти трое играют в «свой» джаз. Они даже называют себя то «инструментальной поп-группой», то еще как-то. Даром, что пару лет назад попали на обложку американского Downbeat -- случай если не беспрецедентный, то нечастый.

А стиль, собственно, такой: оригинальные мелодии с внятными мотивами, словно взятыми из поп-песен, с незначительной обработкой звука и вкраплением посторонних шумов. Несложные компоненты, но получается гипнотически -- как на последних альбомах. Живьем этот эффект многократно усиливается. Не из-за световых/дымовых эффектов, которых, кстати, не так уж и много. И не из-за эффектной видеопроекции рук пианиста и барабанщика на задник сцены. (Что даже в зале Чайковского смотрится, как ни странно, вполне органично и нисколько не кощунственно.) Нет, конечно. Все это приятные мелочи. А не мелочь -- изумительное мастерство троих музыкантов. Во-первых, конечно, сам Свенссон, самоуглубленный виртуоз, наследник (если очень приблизительно) Кита Джаррета. Барабанщик Магнус Эстрем, играющий на какой-то неправильной барабанной установке, словно позаимствованной у группы Sonic Youth. Эстрем обходится небольшим количеством предметов своей «кухни». Но этот парень может, кажется, полчаса играть соло на одном альтовом барабане. Что-то подобное он продемонстрировал. Не полчаса, к счастью, но нас впечатлило. Басист Дан Берглюнд играет на пятиструнном контрабасе. Это, как мне объяснили специалисты, ужасно дорогой и хороший инструмент, сработанный чуть ли не сто лет назад: «дрова так звук не тянут». А сам Берглюнд играет на нем скоростные пассажи, «как на скрипочке».

Обычные (ну, конечно, не «обычные», а очень хорошие) акустические инструменты дают странное звучание. Это особенность саунда E.S.T., саунда, который они замечательно воспроизводят и со сцены. Берглюнд время от времени смычком извлекает из своего музейного контрабаса скрежетание. А когда в верхнем регистре рояль начинает дребезжать и позвякивать, публика недоумевает: это все-таки обработка звука или Свенссон под молоточки подсовывает лист бумаги, как советский школьник на уроке пения? Боюсь, что это все-таки «примочка»: этот «бумажный» саунд рояля явно слишком правильный и контролируемый. Как на последнем альбоме Tuesday Wonderland, программа которого в основном и исполнялась на прошедшем концерте. В сет-листе концерта -- Eighthundred Streets by Feet, баллада Goldhearted Miner, а также The Rube Thing. Эту пьесу, как сказал пианист, он написал полтора десятка лет назад и посвятил своему сыну. Больше пианист о своем творчестве не распространялся. Произнес пару русских слов. Публике это всегда приятно.

Почти два часа высококлассного музицирования. По выражению одного умного человека, «музыка, стремящаяся к абсолюту». Один бис. Это был первый концерт трио Есбьорна Свенссона в России. Уверен -- не последний.

Александр БЕЛЯЕВ
//  читайте тему  //  Музыка