Не успели в Москве и Тбилиси подвести итоги состоявшегося в пятницу заседания Совета Безопасности ООН (причем в каждой из столиц трактовали его результаты в свою пользу), как тут же
градус конфронтации между Грузией и Россией снова подскочил до крайне опасной черты. Поводом к этому стало сообщение о вводе в Абхазию вечером 30 мая подразделений железнодорожных войск России. Как заявил министр иностранных дел непризнанной республики Сергей Шамба, «около 400 специалистов из России займутся восстановлением ряда участков железной дороги на территории нашей республики». «Не надо искать в этих действиях какого-то злого умысла, -- заметил г-н Шамба. -- Это чистая экономика».
Произошло это в тот же день после закрытого заседания Совбеза ООН, посвященного ситуации в Грузии. Официально на нем никаких документов принято не было, но США и Франция поддержали грузин в их убежденности, что
грузинский беспилотный самолет над Абхазией был сбит российским истребителем. Большинство членов Совбеза при этом признали необходимым, как того требовала Россия, выслушать абхазскую сторону. Москва к тому же потребовала дополнительного расследования. Но не успели затихнуть эти споры, как возникла новая дискуссия -- о железной дороге.
Гендиректор госкомпании «Абхазские железные дороги» Гурам Губаз пояснил, что речь идет об участке от столицы Сухуми до города Очамчира: «Ремонтные бригады из России будут менять шпалы и улучшать состояние полотна, а также отремонтируют железнодорожные мосты через горные реки Кодор и Моква». Гурам Губаз пояснил, что россияне планируют провести восстановительные работы в восточной части Абхазии за два месяца, но сам он считает, что на это потребуется до четырех месяцев -- «настолько плохое состояние железнодорожного полотна».
В Минобороны России пояснили, что восстановление железной дороги в Абхазии проводится в соответствии с «решением президента России (экс-президента Путина. --
Ред.) об оказании гуманитарной помощи республике». В ведомстве на Арбатской площади подчеркнули, что в Абхазию вводятся «подразделения и спецтехника железнодорожных войск», причем без вооружения. Глава абхазского МИДа Сергей Шамба подтвердил, что Сухуми «обращался» к Москве с подобной просьбой, и «введение железнодорожных войск России было запланировано». В тот же день в интервью французской газете «Монд» сам Владимир Путин, уже в качестве премьер-министра, вскользь подтвердил рутинный характер этого шага: «...Мы (с абхазской стороной. --
Ред.) выработали целый план совместной работы развития энергетики, приграничное сотрудничество, строительство инфраструктуры, железную дорогу решили восстановить».
Говоря об этих мерах, предпринимаемых на территории Абхазии без согласования с Грузией, территориальную целостность которой Москва формально признает, Владимир Путин даже не стал их обосновывать необходимостью защиты интересов российских граждан в Абхазии, как это делалось в начале мая, когда принималось решение об увеличении российского миротворческого контингента в зоне грузино-абхазского конфликта. Видимо, подобные резоны кажутся Москве очевидными, и она не принимает упреки в том, что эти действия выглядят как фактическое признание суверенитета Абхазии.
Пространно излагая российскую позицию французским журналистам, премьер Путин одобрительно отозвался о предложенном президентом Грузии Михаилом Саакашвили плане, предусматривающем широкую автономию для Абхазии в составе Грузии: «В целом это правильный план, но нужно, чтобы другая сторона с этим согласилась, диалог надо вести. Но я очень рассчитываю на то, что план, который предложил Михаил Саакашвили, все-таки постепенно будет внедряться».
Но ни в Грузии, ни среди ее западных союзников не успели оценить продемонстрированное бывшим президентом России, а ныне ее премьер-министром, миролюбие. В Тбилиси восприняли ввод российских железнодорожных войск как «подготовку Россией инфраструктуры для военной интервенции в Абхазию с целью аннексии этой части Грузии». Сказавший это замминистра обороны Грузии Бату Кутелия подчеркнул, что «любое такое действие России, если оно не будет немедленно пресечено, не останется без жесткого реагирования», и возложил на Москву ответственность за развитие событий. Категоричной была реакция госминистра Грузии по делам реинтеграции Темури Якобашвили, объявившего происходящее «незаконным перемещением иностранных войск по территории грузинского государства».
Замминистра иностранных дел Грузии Григол Вашадзе расценил ввод железнодорожных войск как «усиление Россией своей аннексии Абхазии». Он обвинил Москву во «введении военного компонента аннексии, в то время как ранее были введены уже торговый, социальный, юридический компоненты». При этом, по его словам, Россия «пользуется стилем пропаганды Геббельса»: «Россия уже ввела десантников, гаубицы и зенитные установки с дальностью стрельбы в 50 километров и все это свидетельствует о военных приготовлениях». Г-н Вашадзе сообщил, что в МИД Грузии вызван посол России в Тбилиси Вячеслав Коваленко, которому будет вручена нота протеста.
В Грузии были удивлены тем, что все это происходит за несколько дней перед предполагаемой встречей президентов Грузии и России в рамках неформального саммита СНГ в Санкт-Петербурге 6--7 июня. «Видимо, Россия и не очень желает этой встречи, так как прибегает к таким провокационным шагам перед ней», -- подчеркнул Григол Вашадзе. Пока в Москве никак не высказываются относительно перспектив первой встречи между Дмитрием Медведевым и Михаилом Саакашвили. Однако тот факт, что пока в ожесточенную полемику не вступают первые лица обоих государств и что воздерживаются от этого даже министры иностранных дел и обороны, свидетельствует о том, что шансы на диалог президентов еще сохраняются.
Очевидно, что подталкивать обе стороны к диалогу будут в США и Евросоюзе. «США встревожены сообщением Минобороны России об отправке дополнительных вооруженных сил... без согласования с правительством Грузии, -- говорится в опубликованном в субботу заявлении официального представителя госдепа США Шона Маккормака. -- Данное решение особенно трудно понять в свете сделанного грузинской стороной на заседании Совета Безопасности ООН 30 мая заявления о прекращении полетов самолетов-разведчиков над территорией Абхазии, а также в свете конструктивных усилий президента Михаила Саакашвили и других по оживлению процесса мирного урегулирования в Абхазии».
К возобновлению грузино-абхазского диалога, прерванного два года назад, призвала вчера и делегация из послов стран ЕС в Грузии, побывавшая в Сухуми и встретившаяся там со всеми руководителями непризнанной республики, включая абхазского президента Сергея Багапша. Как заявил от их имени посол Франции в Тбилиси Эрик Фурнье, «послы твердо зафиксировали в Сухуми позицию ЕС о необходимости возобновления диалога без всяких предварительных условий». Поездка послов призвана подготовить почву для визита в Тбилиси и Сухуми 5--6 июня верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности Хавьера Соланы. Как утверждают дипломатические источники «Времени новостей» в штаб-квартире ЕС, ситуация в зоне грузино-абхазского конфликта скорее всего по инициативе европейцев будет обсуждаться на предстоящем в конце июня в Ханты-Мансийске саммите Россия--ЕС. Тон этой дискуссии будет во многом зависеть от результатов встречи Саакашвили и Медведева в северной российской столице. Если она, конечно, состоится.