|
|
N°95, 02 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спор о гражданстве
Швейцария будет принимать чужаков без тайного голосования
Вчера на всенародном референдуме швейцарцы отвергли инициативу, предусматривавшую ужесточение получения гражданства своей страны. Избирательная кампания носила острый характер. Казалось, что население проголосует за ужесточение. Но вскрытие урн дало противоположный результат. Во франкоязычных кантонах «нет» сказали три четверти избирателей. В большинстве немецкоязычных кантонов народ также сказал «нет», к тому же там уровень участия в голосовании оказался не очень высоким.
Вопрос об иммиграции и иностранцах -- больное место у швейцарцев. Число иностранцев, не считая тысяч соискателей убежища и нелегальных иммигрантов, составляет более полутора миллионов, или свыше 20% почти восьмимиллионного населения. Ныне каждый четвертый гражданин Швейцарии родился за ее пределами. А в Женеве с ее международными организациями иностранцы составляют более 37% населения, если же считать лиц с двойным гражданством, то почти половину. У Швейцарии по числу иммигрантов -- одно из первых мест в мире.
Между тем в Швейцарии действует жесткое законодательство в отношении проживания иностранцев и предоставления гражданства. Исключая небольшое число случаев так называемой чрезвычайной натурализации, когда речь идет о людях, имеющих особые заслуги, соискателю гражданства необходимо прожить в стране не менее 12 лет. В каждом кантоне существует своя практика, но везде досье соискателя изучается органами исполнительной власти на кантональном, а затем на федеральном уровне. Затем, в случае отсутствия мотивированных возражений, решение принимается правительством или парламентом кантона. Все это занимает не менее двух лет.
Большинство иностранцев проживают с видом на жительство категории «В», обновляемым ежегодно. Каждый раз необходимо документально подтверждать источник постоянного дохода. Такой же документ выдается студентам, с которых берется обязательство покинуть страну по окончании учебы. Лица, работающие по контракту в какой-либо организации, тоже имеют право только на такой вид на жительство и только на срок контракта. По истечению восьми лет иностранец, имеющий устойчивый доход, вправе запросить вид на жительство категории «С», который дает его обладателю все права гражданина, кроме права голоса, и который подлежит обновлению раз в пять лет. В стране также действуют жесткие правила «прописки»: при переезде в другой кантон иностранец должен заново регистрироваться в местном бюро по делам населения. Доходило до того, что и сами швейцарцы, предположим, жители Женевы или Базеля, не имели право получить работу, например, в кантоне Швиц. Это не раз критиковали правозащитные организации.
Однако сейчас швейцарские националисты из Народной партии захотели еще больше ужесточить законодательство. Они предложили, чтобы любая коммуна решала вопрос о предоставлении гражданства тому или иному кандидату путем тайного голосования на собраниях. Такая практика была введена де-факто в ряде немецкоязычных коммун, но федеральный суд отменил ее как противоречащую конституции, поскольку отвергнутые соискатели не могли обжаловать такое решение в судебном порядке. Националисты же заявили, что это, наоборот, позволит гражданам напрямую решать, кому можно жить рядом. Но большинство партий и правительство выступили против предложения, идущего вразрез с Европейской конвенцией прав человека и ставящего вопрос о натурализации в зависимость от личных пристрастий вроде суждения по фамилии или лицу соискателя.
Стоит признать, что большой наплыв иммигрантов создал серьезные проблемы интеграции, особенно в немецкоязычных кантонах, где размещается большинство новоприбывших. Многие из них предпочитают жить национальными общинами, следуя собственным традициям, порой противоречащим швейцарскому законодательству. Большинство преступлений совершаются иммигрантами. В последние месяцы страну потрясли несколько случаев групповых изнасилований и убийств, совершенных в школах детьми «выходцев из бывшей Югославии» (этот эвфемизм используется для обозначения косовских албанцев или боснийских мусульман). Народная партия выступает за принятие закона о высылке иностранцев, виновных в насильственных преступлениях.
Большинство населения отвергло и еще одну инициативу Народной партии -- «Суверенитет народа без правительственной пропаганды», которая предусматривала ограничение права правительства участвовать в политических кампаниях, требующих голосования народа. Сейчас правительство рассылает по адресу каждого избирателя брошюру с выносимым на голосование вопросом, с данными по этому предмету и с изложением своей позиции. Каждый же из семи министров выступает в поддержку общей позиции вне зависимости от того, какую позицию занимает партия, от которой он избран в правительство.
Варвара СЕМЕНОВА, Женева