|
|
N°95, 02 июня 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тень закрытых дверей
Эрмитаж выиграл суд у разгневанной посетительницы
Жительница Санкт-Петербурга Елена Малышева, пытавшаяся через суд получить с Государственного Эрмитажа 100 тыс. руб. за испорченную экскурсию, намерена пройти по всем судебным инстанциям северной столицы. На минувшей неделе г-жа Малышева не смогла доказать суду, что пережила серьезные моральные страдания из-за того, что в момент посещения ею музея многие залы были закрыты, а экспозиция недоступна для осмотра. Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга признал иск к Эрмитажу необоснованным. Г-жа Малышева собирается подать кассацию на этот вердикт, даже несмотря на то, что многие в северной столице поддерживают позицию директора музея Михаила Пиотровского, заявившего, что подобные тяжбы дискредитируют саму идею юридических исков в сфере культуры.
Напомним: в середине апреля этого года петербурженка Елена Малышева подала в районный суд иск к Эрмитажу, требуя открыть закрытые музейные залы и возместить ей моральный ущерб в размере 100 тыс. руб. за невозможность ознакомиться с экспозициями. По словам г-жи Малышевой, она, придя в Эрмитаж, не нашла в вестибюле стендов с информацией о закрытых экспозициях, а на дверях почти 50 залов музея в этот день оказались таблички, извещавшие, что помещения недоступны. Как утверждала г-жа Малышева, этой информации не было ни на сайте Эрмитажа, ни в билетных кассах. «Отчасти эта информация есть на сайте, но она неполная, -- пояснила Елена Малышева «Времени новостей». -- А если посетитель музея не владеет Интернетом?» Все это незадачливый экскурсант сочла нарушением законов о музейных фондах и о памятниках культуры и обратилась в суд.
В ходе заседания она утверждала, что нехватка смотрителей или реставрация не могут быть основанием для длительного закрытия залов. Г-жа Малышева предъявила суду ряд фотографий -- на них действительно видны были двери залов с табличками, предупреждающими о закрытии. Правда, удовлетворить просьбу судьи показать билеты в музей, подтверждающий дату, когда были сделаны фотографии, истица не смогла -- она лишь заявила, что это не имеет значения, важен сам факт закрытых для посетителей дверей.
Примечательно, что Елена Малышева и группа ее знакомых известны в Санкт-Петербурге как активисты движения «Охтинская дуга». Движение, собирающее под свое крыло недовольных всех направлений: от обманутых дольщиков до защитников исторических памятников. Протесты граждан во многих случаях обоснованы и аргументированы, но в случае с Эрмитажем конфликт выглядит банальным сутяжничеством.
В пресс-службе Эрмитажа признают, что порой посетителям сложно заранее понять, что закрыто в данный момент, какие экспонаты находятся на реставрации или на других выставках. Признают в музее и тот факт, что в апреле-мае на сайте Эрмитажа была вывешена не просто неполная, а реально ошибочная информация: номера нескольких залов не соответствовали названию экспозиций (кстати, сотрудники, отвечавшие за информацию на сайте, получили дисциплинарные взыскания за допущенные ошибки). Но сотрудники Эрмитажа не понимают, почему посетительница не желает принимать специфику музейной работы и пытается сослаться на законы, не имеющие прямого отношения к ситуации.
«К сожалению, госпожа Малышева, видимо, не очень внимательно читала Закон о музейных фондах, -- объяснила «Времени новостей» заведующая юридическим отделом Эрмитажа Марина Цыгалева. -- Она считает, что мы этот закон нарушаем, а он вообще регулирует другие вопросы, закрытых или открытых залов он не касается. Если бы эту активную гражданскую позицию сопровождала бы юридическая грамотность, от нее была бы реальная польза. А так я совершенно согласна с мнением Михаила Борисовича Пиотровского: это очень похоже на попытку дискредитации вообще всех исков в сфере культуры. Потому что когда подаются такие абсурдные иски, через какое-то время все перестают обращать на них внимание».
Наталья ШКУРЕНОК