На XIX международной конференции «Русский день -- Международный компьютерный форум» в Сочи лучшие представители IT-индустрии России и Белоруссии числом более сотни плавали, играли в футбол и теннис и предавались иным способам неформального общения. Между делом им удалось сыграть также в стратегическую деловую игру, обозначившую пути экспансии российского IT-бизнеса на внешние рынки.
Из общего числа заявленных участников «Русского дня» -- 121 человек -- в Сочи приехали 115, а утром первого рабочего дня в зале собралось не больше шестидесяти. Они мужественно пытались настроиться на работу. Некоторым это удавалось без труда: гендиректор IBS Сергей Мацоцкий довольно улыбался, беседуя с генеральным директором «Делайт 2000» Михаилом Петровым. Директор по развитию бизнеса компании EPAM Systems Артак Оганесян был предельно сосредоточен, стуча стилосом в смартфон на протяжении всей конференции.
Многие вспоминали прошлогодний «сюрприз» и гадали, чего ждать от организаторов на этот раз. В мае 2007-го на «Русском дне» аналитик Сергей Карелов из ЛИНЭКС, креативный продюсер конференции, неожиданно объявил, что российским IT-компаниям пора говорить о собственной выручке честно. Иными словами, без приписок. Призыву вняли, и выяснилось, что подавляющее большинство российских IT-компаний существенно завышают выручку. Изменилось ли что-нибудь за год? Не факт. По словам Сергея Карелова, подавляющее большинство российских компаний «вообще ничему не учатся и считают, что так и надо».
На сей раз организаторы решили организовать деловую игру на тему «Международная экспансия IT-бизнеса на рынки Центральной, Западной или Восточной Европы». Во вступительной полуторачасовой речи г-н Карелов со ссылкой на аналитиков McKinsey заявил, что 70% руководителей компаний реально осознают, что передел мирового IT-рынка уже начался, но узнают это... из публикаций в прессе! Неудивительно, что 64% респондентов McKinsey узнают о переделе рынка слишком поздно и лишь заученно рефлексируют. 56% компаний снижают цены, а 54% даже не пытаются разрабатывать стратегию поведения, сосредоточиваясь на обороне своей доли рынка. Почти половина из топ-менеджеров IT-компаний (46%) сообщили, что и дальше будут делать то же, что делали до сих пор на своих безмятежно растущих рынках. «Не будь козлом, их и так слишком много», -- заключил свою речь г-н Карелов. Провокация удалась. В зале установилась напряженная тишина. Оторвавшись от смартфона, г-н Оганесян понимающе улыбался. Можно догадаться, почему. Его компания как раз на переделе рынка и специализируется.
В Сочи за неимением рынка делили участников деловой игры на четыре команды с драгоценными и полудрагоценными названиями -- «Сапфир», «Агат», «Изумруд» и «Топаз». Среди игроков оказались дистрибьюторы, производители софта, поставщики IT-услуг. Руководитель игры намекнул, что каждый кейс (исходные условия работы команды) является прототипом реальной компании.
Задача каждой команды состояла в разработке стратегии вывода своего бизнеса в Центральную Европу с учетом рисков конкретной страны, рынок которой предстоит «брать» (это не могло не вызвать ассоциаций с командно-штабными учениями). Стартовые условия оказались разные: так, самыми высокими оказались обороты «Сапфира» -- 500 млн долл., из которых всего 105 пришлось на IT-услуги при штате 583 сотрудника. Следом по обороту шел «Изумруд» с 440 млн и 935 сотрудниками. «Топазу» досталось 370 млн и 1338 человек в штате. «Агат» с его 300 млн оказался беднее всех.
Прихватив ноутбуки, команды отправились заседать на «советах директоров». На один час здоровый образ жизни участников сменился нормальным: кофе, сигареты, нервная обстановка. Первые лица российской IT-индустрии пытались решить, в какие именно страны Центральной, Западной или Восточной Европы двинуть свои игрушечные компании.
«Агат» и «Изумруд» сразу пошли по «правильному» пути, потратившись на покупки местных игроков. Вторая половина, по словам г-на Карелова, «пошла по собственному пути». «Топазу» не удалось определиться ни со страной, ни с тем, что, собственно, предлагать внешнему рынку. Первые две команды по итогам работы получили высокие оценки судей, остальные -- с большим отрывом -- низкие. На вкус нашего корреспондента убедительнее была презентация «Агата», однако с разницей в два очка победил «Изумруд». Его стратегия выхода на рынок Венгрии была признана руководством игры самой конкурентоспособной в среднесрочной перспективе.
Попутно выяснилось, что российские компании весьма неохотно рассматривают возможность экспансии на европейские рынки. Польшу и Чехию считают слишком дорогими, а Румынию и Болгарию -- неинтересными. Намного больше их привлекают рынки Азии. Те отвечают взаимностью: китайские и индийские компании уже в России.
Итоги игры абсолютно не означают, что российский IT-бизнес не дозрел до европейской экспансии. Как правило, он просто не знает, чего хочет вне России. Судьи это заметили. Судили, заметим, не беспристрастно. Только известный перфекционист Ольга Дергунова поставила невысокие баллы всем четырем командам, не выказав предпочтения.
«Учиться думать и структурировать свои мысли -- это очень полезно, -- поделился соображением г-н Мацоцкий. -- Это способствует созреванию рынка, появлению на нем честных оценок. Конечно, настоящее соревнование происходит не здесь». Судя по тому, что происходит на российском IT-рынке, до честности и открытости ему еще очень далеко. Как и до настоящей, а не воображаемой экспансии в Европу.
Организатор международной конференции «Русский день -- МКФ» -- международный компьютерный клуб (МКК), созданный в 1988 году.
Первое название «Русского дня -- МКФ» -- Международный компьютерный форум. Сегодня МКФ трансформировался в ежегодную международную конференцию "Русский день -- МКФ", в рамках которой выступают известные российские и зарубежные специалисты, а основные игроки отечественной IT-индустрии обсуждают тенденции и проблемы российского рынка.