Время новостей
     N°94, 30 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.05.2008
Иначе пролетим
опубликовано в рубрике позиция Российское машиностроение сегодня в катастрофическом состоянии. Вряд ли это утверждение вызывает у кого-то сомнение. По мнению западных и даже некоторых отечественных экспертов, эта проблема из разряда практически не решаемых и концептуально мертвых. Причины подобного положения ясны: Россия прилично (по некоторым оценкам, навсегда) отстала от Запада в сфере технологий -- упущено время, недостает квалифицированных кадров. Скоро мы вместе со станками будем «импортировать» рабочих, так как отечественный персонал не может работать на западном оборудовании, разрушена школа технического обучения, на воссоздание которой понадобятся десятки лет.

Западные экспертные оценки подтверждают этот печальный диагноз. Только что обнародован список двух тысяч крупнейших мировых корпораций. Больше четверти списка приходится на компании Соединенных Штатов Америки. Их в этом рейтинге 598. Россия не дотягивает даже до уровня Индии и Бразилии. Индия представлена 48 компаниями, а Россия только 28.

Самым продвинутым является наш поставщик энергоносителей на мировой рынок РАО «Газпром». Он занимает 19-ю строчку с капитализацией более трехсот миллиардов долларов. Не жалует экспертное сообщество и отечественный банковский сектор: Сбербанк -- 165-е место, Внешторгбанк -- 506-е!

Но больше всего беспокоит то, что среди попавших в рейтинг отечественных компаний нет ни одной, которая бы представляла обрабатывающую промышленность, сектор высоких технологий.

Зато по количеству миллиардеров (аж полтысячи человек) мы занимаем лидирующее место в мире. Если точнее -- просто дышим в затылок американцам. Общий капитал первой десятки составляет более 200 млрд долл. Причем доморощенная олигархия продолжает плодиться в геометрической прогрессии -- за последний год произошло ее удвоение.

С экономической точки зрения надо было бы хлопать в ладоши. Страна богатеет. Но почему же эти баснословные деньги не работают? Почему наше машиностроение на задворках мировой экономики, а работающие в нем люди влачат жалкое существование?

Сам по себе напрашивается вывод: частные деньги не работают в машиностроении и других государствообразующих отраслях. А потом, кому придет в голову вкладывать «кровно заработанные» в неперспективные сферы отечественной экономики. Ведь отдача от таких капиталовложений проблематична и может затянуться на долгие годы, если не десятилетия. Выход для нас один -- использование государственного ресурса. Только государственная компания -- госкорпорация -- может пойти на такой рискованный шаг, потому что руководствуется прежде всего общенациональными, стратегическими интересами. С другим подходом российское машиностроение, а значит, и экономику не вытащить. Альтернативы госкорпорации нет. И спор здесь бесполезен.

Никто до сих пор не решался взяться за вывод машиностроения из кризиса. Эту задачу взвалила на себя госкорпорация «Ростехнологии». Но скорее всего ей сделали предложение, от которого нельзя было отказаться. Однако критики увидели в этом лишь одну сторону: Сергей Чемезов хочет-де заграбастать самые лакомые куски. В качестве обстоятельств, объясняющих такую экспансию, непременно упоминают личную дружбу с Владимиром Путиным, долгую службу в соответствующих органах. Но при этом как-то забывается, что в случае неудачи именно на него, на Чемезова, спишут провал всех его начинаний. Ну и потом, не будем кривить душой -- у российского экономического пирога лакомых кусков, кроме энергетических, просто нет.

Казалось бы, зачем ему, преуспевающему бизнесмену, который на посту генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» из года в год побивал рекорды в торговле оружием, браться за «АвтоВАЗ»? А теперь за машиностроение и смежные с ним отрасли? В портфеле госпосредника заказов лет на десять вперед. Можно было жить вполне спокойно, поднимая ежегодно процентов на десять объемы экспорта вооружений и валютные поступления в бюджет страны. Рапортовать и сверлить дырки в мундире для очередных наград. Красоваться на международных оружейных шоу как признаваемый всеми в стране и за ее пределами оружейный авторитет.

С подобными нынешними сомнениями, упреками и даже угрозами Сергей Чемезов столкнулся еще в 1991 году, когда пересел из Кремля в кресло директора никому не известного «Промэкспорта» и вступил в противоборство с отечественными оружейными баронами. Команда Чемезова провела операцию по отстраиванию президентской вертикали в системе военно-технического сотрудничества. Из трех спецэкспортеров был создан единый «Рособоронэкспорт». Дело доходило до курьезов. Чемезов и его помощники уговаривали руководителей предприятий, чтобы те собрали инженеров и рабочих для своевременной сборки в Нижнем Тагиле «летающих» танков Т-90С для Индии. И таких примеров можно привести массу.

В итоге команда менеджеров «Рособоронэкспорта» догнала и перегнала не только оружейных продавцов Франции, Великобритании и Германии, но и замахнулась на США. Сегодня Россия на втором месте в экспорте вооружений. Если верить оценкам Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), других авторитетных организаций в области контроля за вооружениями, то и вовсе занимает первую строчку в мировой оружейной торговле. Чемезов в подотчетном ему секторе российского народного хозяйства доказал: удвоение ВВП вполне реальная штука.

Когда г-н Чемезов взялся за восстановление «АвтоВАЗа», некоторые «эксперты», чего греха таить, даже некоторые близкие коллеги покручивали пальцем у виска. И действительно человек с элементарным чувством самосохранения вряд ли взялся бы за этот сизифов труд. Кстати, многие от такого бизнеса отказались сразу. Теперь мало кто вспоминает о войнах с криминалитетом, о предотвращенных хищениях целыми эшелонами, о спланированных и хорошо организованных забастовках тольяттинских рабочих и многом другом, что пришлось пережить новой команде менеджеров автогиганта. Их тогда обвиняли, что вместо выведения «АвтоВАЗа» из кризиса они, неумехи и дилетанты, стали могильщиками народного автомобиля.

В российском МВД помнят, как прибывшие по путевке «Рособоронэкспорта» на «АвтоВАЗ» управленцы ездили на бронированных джипах, но только не для дешевого понта, а потому, что каждый из них был заказан и несколько раз перезаказан криминальной братвой. В окрестностях Тольятти проходили тренировки киллеры из мотоциклистов-байкеров, которые должны были положить взрывчатку на крышу автомобилей новоиспеченных руководителей «АвтоВАЗа». О том же, что завод сегодня крепко стоит на ногах, что у рабочих поднимается зарплата и решаются социальные проблемы, сейчас мало кто пишет.

Создание госкорпорации «Ростехнологии» также проходит под аккомпанемент различного рода обвинений, в газетах появляются «заказушки» о том, что кто-то из власть предержащих урезал список предприятий, намеченных для вхождения в «Ростехнологии». В частности, вычеркнув целый ряд фирм электронной промышленности.

При этом опять же забывается, что от российской электронной промышленности остались обломки. Производственные фонды радиозаводов абсолютно изношены физически и морально. Квалифицированные кадры давно покинули отрасль. А что же говорить о высоких технологиях в нашей электронной промышленности, когда ее элементная база на поколение отстает от тех, на которых работают мировые электронные фирмы. Основная масса электронных компонентов, которые находятся в эксплуатации, создана 15--35 лет назад. По нескольким сотням их типов производство вообще утрачено. Кто-нибудь из нас припомнит, когда видел на прилавках магазинов отечественный электрический чайник, утюг, электробритву, даже электролампочки made in Russia днем с огнем не найдешь.

Ну а если говорить точнее, например, по производству интегральных микросхем, то в России освоен только диапазон 0,8--1,0 микрона. Для сравнения: США, Япония и Западная Европа уже вышли на технологии уровня 0,09--0,13 микрона. Китай нас обогнал. В этой стране в последние годы построено 20 заводов только по микроэлектронике, десять по электронным материалам и бесчисленное количество предприятий в таких сегментах, как лазерная техника, оптоэлектроника, СВЧ-приборы. В России же о таких заводах мечтают и продолжают работать на элементных комплектующих третьего поколения, как страны Африки.

Ужасающее отставание в элементной базе объясняет то, что отечественная военная техника по электронной составляющей на два поколения ниже западной. Мы вынуждены, подчеркиваю, вынуждены пичкать 90% образцов российской техники заморскими электронными приборами. Ежегодно Россия закупает полупроводниковых изделий и других электронных компонентов на сумму больше 35 млрд руб. А производим в 17 раз меньше. Это же просто какой-то технологический колониализм!

Кто гарантирует безопасность радиоканалов, других информационных систем, ведь существует огромный риск внедрения в заимствованные электронные компоненты недокументированных «закладок».

О какой после этого конкурентоспособности в телекоммуникациях, компьютерной, авиационной и ракетно-космической технике можно говорить? А ведь именно уровень развития электронной промышленности определяет конкурентоспособность экономик развитых стран. Только в США отрасли, связанные с электроникой, формируют 65% ВВП. А в России? Вдумайтесь, на порядок ниже!

И надо же -- Чемезов позарился на такой «лакомый кусок», что все даже обзавидовались? Тогда почему ставят палки в колеса при попытке «Ростехнологий» восстановить российскую электронную промышленность? Неужели непонятно, что без этого ни о какой технологической революции и речи быть не может! Ведь именно электроника является основой резкого инновационного развития.

В последние годы в результате рейдерских атак и неэффективного управления потеряно три четверти активов отечественной электронной промышленности! Исчезли лидеры отечественной электроники -- НИИ «Микроприбор» (электроника для космоса), МЭЛЗ (электровакуумная техника), солнечногорский ЭМЗ (специальная электроника) и многое другое. На грани финансового кризиса лидеры СВЧ-электроники «Пульсар» и «Исток». И что же -- продолжать приносить в жертву оставшиеся еще на кое-каком плаву предприятия отечественной электронной промышленности или наконец-то заниматься делом?!

Теперь об авиаперевозчиках, которых «Ростехнологии» якобы тоже прибирают к рукам. При этом забывается, что в списке передаваемых «Ростехнологиям» предприятий находятся те, кто в отличие от когда-то всесильного «Аэрофлота», имеют порой по полтора самолета на брата, эксплуатирующихся по 30 и долее лет, в долгах как в шелках за неоплаченный керосин. Только долг «Эйрюнион» более 3 млрд руб. за авиационное топливо. Кстати, идеологами привлечения в «Эйрюнион» «Ростехнологий» стали именно частные акционеры. Для них авторитетная государственная корпорация является гарантом того, что инвестиции в авиаперевозки будут использованы по назначению, а именно для расширения маршрутной сети и авиапарка. К тому же «Ростехнологии» обеспечат объем заказов пока на единственный современный гражданский самолет "Суперджет 100" производства АХК «Сухой». При этом не будет конфликта интересов, так как «Ростехнологии» владеют 25% ОКБ «Сухой». И есть шанс навести порядок в вопросе безопасности пассажирских перевозок. Статистика здесь мрачная. Авиакатастрофы на территории России и стран СНГ в 2006 году унесли жизни 412 человек, что составляет 56% от общего числа погибших в авиакатастрофах в мире в этом же году.

Начатый секвестр с активами «Ростехнологий», очевидно, продолжится и дальше. По въевшемуся в плоть и кровь российского истеблишмента известному советскому принципу «не пущать и запрещать». С таким подходом далеко не уедем и уж точно не полетим.

Михаил НЕНАШЕВ, председатель подкомитета по военно-техническому сотрудничеству комитета по обороне Государственной думы РФ