|
|
N°41, 11 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прожженные товарищи
Кельнские социал-демократы делали деньги из мусора
В Германии набирает обороты предвыборный марафон, и как раз сейчас соратники по партии преподнесли канцлеру Герхарду Шредеру крайне неприятный сюрприз. Партийцы из кельнского отделения СДПГ оказались замешаны в крупном финансовом скандале, связанном с укрывательством пожертвований в пользу партии, «черными кассами» и уклонением от уплаты налогов. Одним словом, полный букет злодеяний, большая часть из которых еще совсем недавно инкриминировалась их политическим противникам -- Гельмуту Колю и его христианским демократам. Прокуратура располагает сведениями, что кельские товарищи упрятывали финансы не в одиночку, -- следы «грязных денег» вроде бы обнаруживаются у некоторых депутатов бундестага. Отдельный вопрос: куда девались 14,5 млн евро (по тогдашнему, соответственно, 29 млн марок) различных фирм, участвовавших в строительстве кельнского предприятия по сжиганию мусора, и за какие особые благодеяния социал-демократы получили с 1994 по 1999 год пожертвований на более чем полмиллиона марок? Наиболее несдержанные из числа экспертов уже сейчас заявляют во всеуслышание: речь, мол, идет о самом крупном за послевоенную историю Германии скандале, который оставит позади и знаменитую «аферу Флика», и старого Коля с его «мелочовкой» на швейцарских счетах.
К услугам банкиров из альпийской конфедерации, как выясняется, охотно прибегали и социал-демократы. Искусством «черных касс» они владели не хуже политических противников, христианских демократов. Ставшая известной прокуратуре «технология» отмывания пожертвований выглядела следующим образом. Уже успевший уйти со своего хлебного поста шеф кельской фракции СДПГ и депутат ландтага земли Северный Рейн -- Вестфалия Норберт Рютер семью траншами перечислили 510 тысяч марок своему кельнскому казначею. Это и было то самое пожертвование фирмы по утилизации мусора Trienekens AG. Казначей раздробил его еще на более мелкие суммы, чтобы каждая из них не превышала 20 тысяч марок. Ведь согласно существующему в Германии закону об отмывании денег такие суммы не должны вызывать подозрений банкиров.
Однако для пущей надежности казначей оприходовал «мелкие» транши в качестве пожертвований самих членов партии. Более того, тридцати доверенным партийцам из кельнского отделения партии были выданы квитанции в том, что они оторвали от своего сердца и кошелька кто сколько смог в пользу общего дела. Квитанции, однако, были не пустыми бумажками: ведь любые благотворительные выплаты списываются из налогов.
Однако все это лишь первые «зацепки» следователей, и по всем признакам скандал разгорится на федеральном уровне. Накануне выходных в Кельн спешно вылетел генеральный секретарь СДПГ Франц Мюнтеферинг. В последние годы он был известен, в частности, тем, что больше чем кто-либо иной из социал-демократов раздувал скандал вокруг аферы Коля. Два года назад Мюнтеферинг сложил с себя обязанности главы социал-демократов в земле Северный Рейн -- Вестфалия, куда входит кельский «райком». Сегодня Мюнтеферинг, разумеется, отрицает любое отношение к незаконным трансакциям с партийными пожертвованиями: «В задачи председателя не входит спрашивать каждого отдельного члена партии о том, что он знает о темном спонсорстве». Однако коллега Мюнтеферинга в стане оппозиции -- генсек партии христианских демократов Лауренц Майер -- потребовал от него публичного извинения, т.к. он «вылил целый ушат грязи» на ХДС.
Генсек социал-демократов делать этого не намерен. Он уже успел публично растолковать, в чем разница между нынешним скандалом и аферой ХДС. Последняя, пояснил он, стараниями Гельмута Коля все скрывала от следствия и общества до конца. Социал-демократы же полны решимости сами очистить свою партию от скверны тайных швейцарских счетов. Тот, кто будет на них пойман, негодовал в выходные Герхард Шредер, будет «немедленно удален» из партии.
Юрий ШПАКОВ, Берлин