Можно ли в обозримом будущем
развязать карабахский узел? В Ереване и Баку на этот счет существуют большие сомнения, да и международные посредники, включая Россию, настроены не очень оптимистично. Конечно,
новый армянский президент Серж Саркисян и его азербайджанский коллега Ильхам Алиев на своей первой встрече, которая намечена на 7 июня в Санкт-Петербурге в ходе неформального саммита СНГ, будут обсуждать сложнейшую карабахскую проблему. Однако, как сообщили вчера «Времени новостей» дипломатические источники в Москве, «вряд ли стоит ожидать прорыва от этих переговоров, особенно с учетом жесткости позиции Баку накануне предстоящих в октябре в Азербайджане президентских выборов».
Этот скепсис основан на стремлении Баку к интернационализации карабахской проблемы, что нашло отражение в принятой в марте этого года резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Там есть требование освободить оккупированные Арменией азербайджанские территории. Собеседники нашей газеты в Ереване сейчас говорят, что «Баку не скрывает реваншистских настроений и стремления к применению военной силы».
На переговорах с армянским министром иностранных дел Эдвардом Налбандяном
(на снимке), прибывающим сегодня в Москву с трехдневным визитом, проблема Нагорного Карабаха будет обсуждаться, но больше внимания будет уделено двусторонним отношениям между Арменией и Россией. Гость встретится со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, главой думского комитета по делам СНГ Алексеем Островским, генсеком Организации Договора о коллективной безопасности Николаем Бордюжей. Г-н Налбандян посетит также офис группы компаний «Тройка Диалог», где встретится с ее руководством во главе с Рубеном Варданяном. «Дело уверенно идет к тому, что российские капиталовложения в армянскую экономику превысят 1 млрд долл., а объем взаимного товарооборота может достигнуть миллиардной отметки», -- заявил в связи с приездом армянского министра официальный представитель российского МИДа Андрей Нестеренко.
Отношения между Россией и Арменией традиционно хорошие, но в самом Ереване в последнее время все чаще звучит мнение, что Москва далеко не всегда осознает важность двустороннего партнерства. «Российским представителям уже пора перестать заявлять, что Армения -- российский «форпост» в регионе. Надо всерьез учитывать общественное мнение в Армении, которое претерпело значительные изменения, -- отметила вчера в интервью «ВН» армянский политолог, сотрудница Института гражданского общества и регионального развития Шушан Хатламаджян. -- Многие армянские политики полагают, что партнерство наших стран неравноправно. Даже традиционно пророссийски настроенные политические силы заявляют о необходимости строить внешнюю политику Армении, руководствуясь ее собственными долгосрочными интересами, а не целями союзника в регионе».
Наша собеседница полагает, что поскольку США и Евросоюз проявляют повышенный интерес ко всему Кавказскому региону, и в том числе к Армении, то «внешнеполитическая ориентация Еревана поднимается в цене». Недаром армянский министр накануне поездки в Россию побывал в Брюсселе, где встречался с коллегами из стран -- членов НАТО. С этим альянсом армяне развивают сотрудничество, хотя всякий раз оговариваются, что не намерены вступать в этот военный блок и менять курс на тесное партнерство с Россией. Тот же Эдвард Налбандян подтвердил готовность Армении «продолжать и укреплять особое стратегическое сотрудничество с Россией» сразу же после своего назначения на пост главы МИДа 14 апреля этого года, через полтора месяца после февральских президентских выборов.
До этого 52-летний Эдвард Налбандян был девять лет послом во Франции, а по совместительству в Израиле, Ватикане и Андорре. Студенческие годы он провел в России, где учился в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО), завтра он приедет в альма-матер, чтобы встретиться со студентами. В аспирантуре Института востоковедения РАН армянский министр защитил кандидатскую диссертацию по политологии. Карьеру дипломата он начал в советские времена. В 1978 году Налбандян, изучивший к тому времени арабский язык, уехал работать в Ливию в посольство СССР. Успел он поработать и в центральном аппарате советского МИДа, а еще в посольстве СССР в Египте. Так что в ведомстве на Смоленской площади главного армянского дипломата должны хорошо помнить.