Следующая неделя может стать определяющей в развитии ситуации
вокруг иранской ядерной проблемы. 2 июня в Вене откроется почти недельное заседание совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), на котором будет обсуждаться доклад гендиректора Мухаммада аль-Барадеи по Ирану. В эти же сроки в Тегеран может прибыть известный европейский дипломат Хавьер Солана. Он тоже будет обсуждать с иранцами доклад МАГАТЭ. Содержание этого обнародованного на днях документа свидетельствует против Ирана.
Официальная представительница МАГАТЭ Мелисса Флеминг сообщила «Времени новостей»: «Доклад покрывает период с 22 февраля, когда Мухаммад аль-Барадеи представил предыдущий аналогичный документ. Он одновременно направлен членам Совбеза ООН». По ее словам, это сделано на основании резолюции СБ ООН 1803 от 3 марта. «Резолюция потребовала от г-на аль-Барадеи в течение 90 дней представить очередной доклад о том, пошел ли Иран на полную и долговременную приостановку всех видов деятельности, о которых говорилось в предыдущих решениях ООН», -- свидетельствует собеседница «ВН». В первую очередь это относится к обогащению урана, которое, как считают США и европейские союзники, имеет военную направленность.
Если МАГАТЭ и СБ ООН подтвердят отказ Ирана приостановить работы, что очевидно, тогда в отношении Тегерана начнут действовать санкции, прописанные в резолюции 1803. Они еще больше ограничивают международную финансово-экономическую деятельность Ирана и делают невыездными иранцев, отвечающих за ядерную программу. Можно ожидать и дальнейшего ужесточения санкций.
Главный вывод доклада аль-Барадеи уже известен: Иран не выполняет требования мирового сообщества, а лишь наращивает работы в ядерной области. По данным МАГАТЭ, в ядерном центре в Натанзе уже установлено 3500 центрифуг для обогащения урана -- на 500 больше, чем было в феврале. В ближайшее время иранцы намерены удвоить это число.
«Иран форсирует работы в ядерной области, и это закономерно вызывает озабоченность мирового сообщества, -- заметил «ВН» эксперт российского Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко. -- Производство высокообогащенного урана -- это технологии двойного назначения, это может послужить созданию ядерного оружия».
Еще меньше ясности с иранскими разработками, которые Мухаммад аль-Барадеи осторожно объединил в докладе под рубрикой «Предполагаемые исследования». Западные источники относят к ним тестирование взрывчатых веществ и испытания ракет, способных преодолевать плотные слои атмосферы и нести ядерные боеголовки. Гендиректор МАГАТЭ призвал Иран «поделиться с агентством» дополнительной информацией на сей счет.
Но иранцы вряд ли пойдут на значительные уступки. Новый председатель меджлиса (парламента) и бывший главный переговорщик страны по ядерным делам Али Лариджани вчера предупредил, что парламент потребует от руководства Ирана "пересмотреть отношения с МАГАТЭ". Лариджани заявил, что иранцы не позволят агентству "заниматься мошенничеством". Иран подозревает МАГАТЭ в сговоре с «шестеркой» посредников, занимающихся урегулированием иранской проблемы, -- речь о России, США, Китае, Великобритании, Франции и Германии.