В Зеленограде РАО «ЕЭС России» вчера провело
последнее в своей истории собрание акционеров. Глава компании Анатолий Чубайс сразу заявил, что будет подводить итоги не только прошлого года, но и всех десяти лет своей деятельности в руководстве энергохолдинга. Преимущественно он говорил об успехах реформирования, а в конце собрания раздавал автографы. В то же время председатель совета директоров РАО Александр Волошин в своей чрезвычайно краткой речи предпочел, напротив, привлечь внимание к тому, что еще предстоит сделать в отрасли. И внешне получилось, что реформа не прошла и половину пути.
«Было много сделано, -- предваряя собрание акционеров, заявил г-н Чубайс журналистам. -- Сложные финансовые и многие технологические проблемы были преодолены в ходе этапа работы антикризисного менеджмента. А затем была развернута полномасштабная реформа энергетики. На сегодняшний день базовая цель реформы достигнута: создан рынок электроэнергии, либерализация которого идет в соответствии с графиком, утвержденным правительством, развернуто масштабное привлечение частных инвестиций... И сейчас без всякого преувеличения полным ходом по всей стране идет работа по заказу энергетического оборудования, подписанию контрактов, подготовке нулевого цикла (в строительстве новых энергообъектов. --
Ред.), кое-где уже и подведению к зданиям тепла, монтажу оборудования и так далее». И признался: «С одной стороны, если сказать, что реформа -- дело сложное и что с самого начало все было совершенно ясно, то, наверно, я бы соврал. С другой стороны, и это тоже правда, без настоящей глубокой убежденности и веры в то, что это нужно стране, мы бы ничего не сделали».
Г-н Волошин, который традиционно открывает собрания акционеров РАО и выступает докладчиком по первому вопросу -- о результатах работы в истекшем году, на этот раз немного отошел от привычной схемы перечисления финансовых и технологических показателей и сосредоточился на том, что необходимо отрасли. «Очевидно, что
завершение реформы РАО «ЕЭС» не решит всех проблем российской электроэнергетики, -- сказал он. -- Но, что также очевидно, это создаст условия для дальнейшего решения этих проблем. Для того чтобы российская электроэнергетика развивалась устойчиво, предстоит сделать еще достаточно много за пределами срока инфраструктурной реформы РАО «ЕЭС». Что требуется сделать? Прежде всего это совершенствование государственного регулирования, в том числе с учетом изменяющейся и изменившейся структуры отрасли. Это усиление антимонопольного контроля на рынке электроэнергии и в смежных секторах экономики. Это и развитие инфраструктуры рынка электроэнергии, причем огромная роль будет принадлежать созданному некоммерческому партнерству «Совет рынка». Это и решение существующих тарифных проблем и существующих тарифных диспропорций в тарифном регулировании в регулируемом сегменте электроэнергетики. И безусловно, это реализация уже принятых правительством решений о поэтапной либерализации рынка. То есть попросту нужно добиться того, чтобы все решения, а они уже все приняты, были реализованы. Предстоит сделать достаточно много. Только в этом случае реформа увенчается успехом. И это будет в интересах вас, уважаемые акционеры РАО «ЕЭС».
Александр Волошин оказался почти единственным, кто говорил о задачах на будущее. Г-н Чубайс про свое будущее снова сказал, что намерен отдохнуть: «Чем я буду заниматься после 1 июля (когда РАО перестанет существовать. --
Ред.)? Хотел бы вам что-нибудь такое жаренное подбросить, но нечего, нечего подбросить! Все в том же состоянии. Новостей нет. Отсыпаться буду, уже говорил. Я буду долго отсыпаться. Года два минимум». Хотя источники "Времени новостей" в Кремле утверждают, что много отсыпаться после изнурительной работы в РАО г-ну Чубайсу не придется, потому что его вскоре командируют на другую изнурительную работу -- руководить наблюдательным советом госкорпорации "Роснанотех".
Впрочем, миноритарных акционеров РАО -- физических лиц, похоже, не сильно волновали глобальные проблемы энергетики, и тем более судьба г-на Чубайса. Они, например, высказывали претензии относительно того, что РАО, договорившись с государством, уже второй год не выплачивает дивиденды. А потому, как отметил традиционно выступающий на собраниях энергохолдинга акционер Владимир Купаев, вложивший во время чековой приватизации свои ваучеры в акции РАО, простые владельцы этих бумаг до сих пор не имеют возможности купить даже самый дешевый отечественный автомобиль, хотя г-н Чубайс в то время обещал две «Волги» на ваучер.
И финансовый директор РАО Сергей Дубинин, и сам г-н Чубайс пытались объяснить, почему так произошло. Из-за переоценки фондов у РАО образовалась «бумажная» прибыль, и из-за этого владельцам привилегированных акций полагались дивиденды, уровень которых несправедливо высок. В связи с этим РАО осенью прошлого года провело внеочередное собрание акционеров, на котором предлагалось внести поправки в устав о том, чтобы уравнять в данном вопросе права владельцев обыкновенных и привилегированных акций, однако набрать необходимые 75% голосов тогда не удалось. В итоге государство подписало директиву членам совета директоров о том, чтобы не выплачивать дивиденды вообще никому. При этом г-н Чубайс оговорился, что он не желает давать оценок ситуации. Но при этом он не сказал, что именно РАО и выдвигает второй год подряд предложение не платить дивидендов никому. Тем не менее решение о невыплате дивидендов вчера поддержали 92,151% от числа присутствующих акционеров (кворум составил 75,65%), против проголосовали 0,183%.
В то же время г-н Чубайс указал, что переживать особо нечего: стоимость российских энергокомпаний, выделившихся из РАО, в любом случае будет расти. Как известно, каждый владелец бумаг энергохолдинга в начале июля получит пакеты акций 23 компаний (ОГК, ТГК, «ГидроОГК», ФСК, «Холдинга МРСК», «Интер РАО ЕЭС»). «По всем оценкам, совокупная цена этих пакетов будет минимум на 50%, а то и на 60% больше, чем цена пакета акций РАО «ЕЭС». В данном случае это не мои личные оценки -- я говорю про, что называется, консенсус-прогноз аналитиков. Это произойдет не немедленно, не 1 июля, нужно какую-то паузу, хотя бы несколько месяцев выдержать. Фундаментальных причин для снижения цены акций энергетических компаний не существует -- развиваются компании, реализуются инвестпрограммы, растет спрос на электроэнергию, в этом смысле стратегически мы считаем, что наше обещание будет выполнено... Акции энергетических компаний в России неизбежно будут расти. Они будут расти как минимум в течение 10--15 лет. Ведь почему у некоторых компаний капитализация падает? Потому что отрасль загнивает. А нам (электроэнергетике. --
Ред.) это не грозит».
А позднее г-н Чубайс пояснил журналистам: все дело в частной собственности. «Нам давно пора расстаться со странным и явно витающим в воздухе с советских времен предубеждением о том, что государство делает, а частник гоняется за прибылью. Частник гоняется за прибылью, которая в рыночной экономике приводит его к результату гораздо более эффективному, чем государство. Вы же не спрашиваете, а где гарантия, что государство это сделает (обеспечит бесперебойное энергоснабжение потребителей. --
Ред.), вы спрашиваете почему-то про частников. Но вы оглянитесь вокруг -- совершенно очевидно: все, что частное, -- работает! Работает булочная частная, работает завод частный, энергетика частная работает. А что не работает? В подъезд войдите, у вас что написано в подъезде? На лифте что написано? Чем пахнет там? Государственное! Уже давно пора понять эту истину».
На годовом собрании акционеров РАО был избран новый состав совета директоров. В нем произошли три замены: управляющего директора «Тройки Диалога» Андрея Шаронова сменил глава упраздняемого «Росэнерго» Дмитрий Аханов, главу Сбербанка Германа Грефа -- министр экономразвития Эльвира Набиуллина, а замглавы «Росимущества» Глеба Никитина -- его коллега Алексей Уваров. Как заявил Александр Волошин, новый состав совета за оставшийся до реорганизации РАО месяц проведет «одно или несколько заседаний».