Время новостей
     N°92, 28 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.05.2008
Акционер со своими стандартами
РУСАЛ раскритиковал стратегию «Норильского никеля»
Объединенная компания РУСАЛ, которая в апреле приобрела 25% плюс одна акция ГМК «Норильский никель» у одного из его крупных акционеров -- главы группы «Онэксим» Михаила Прохорова -- раскритиковала стратегию развития и политику компании. Директор по стратегии и корпоративному развитию РУСАЛа Артем Волынец в опубликованном вчера интервью Dow Jones сообщил, что его компания хочет изменений к структуре управления «Норникелем» и избрания независимого председателя совета директоров от миноритарных акционеров, что будет гарантией беспристрастности и объективности совета. Кроме того, он подверг сомнению экологическую и инвестиционную политику «Норникеля», в частности, приобретение канадской LionOre International Mining Ltd. По его мнению, «есть огромный потенциал для роста компаний в горнорудной отрасли России и производстве металлов» и есть действительно «хорошие возможности вложить капитал в крупномасштабные проекты, которые принесут ценность всем акционерам».

В «Норникеле» к этим высказываниям отнеслись сдержанно: «Норильский никель» открыт для диалога и готов обсуждать развитие компании и другие темы, в которых заинтересованы акционеры, а также рассматривать любые вопросы, обращенные к руководству компании», -- заявила глава пресс-службы Елена Ковалева. Представители «Интерроса», владеющего около 30% акций «Норникеля», от комментариев отказались.

Как заявил г-н Волынец, «Норникель» -- потрясающая компания с огромным потенциалом роста». «Мы хотим быть активным участником этого процесса», -- сказал он. Однако планы и стратегия самого «Норникеля» в этом направлении его не удовлетворяют. «РУСАЛ быстро растет и планирует увеличить производство алюминия в ближайшие пять лет на 50%, однако подобных планов у «Норникеля» мы не видим», -- сказал он.

Стратегия «Норникеля» разработана до 2020 года. «Цель -- наращивание производства по ключевым металлам, -- говорит г-жа Ковалева. -- В этом году мы планируем достичь производства никеля в 300 тыс. тонн (295,21 тыс. тонн в 2007 году. -- Ред.). Такого масштаба никто в мире не достигал. Это стало возможным во многом и за счет приобретения новых иностранных активов».

Критика стратегии «Норникеля» со стороны РУСАЛа выглядит довольно неожиданно. Еще месяц назад Олег Дерипаска говорил журналистам, что его команда только начинает знакомиться с деятельностью никелевой компании. И вот уже появились выводы о неудовлетворительной по стандартам РУСАЛа деятельности менеджмента. Г-жа Ковалева говорит, что «эти вопросы как таковые не обсуждались непосредственно с менеджментом «Норильского никеля». Почему таких обсуждений нет, в РУСАЛе не говорят. Аналитик одной из западных инвесткомпаний заявил «Времени новостей», что подобные заявления, тем более, сделанные в Лондоне, могут только напугать инвесторов никелевой компании и в результате снизить ее капитализацию.

Зато г-н Волынец предложил определить структуру совета директоров «Норникеля». По его мнению, будет «справедливым сбалансированный состав совета директоров с равным количеством представителей от двух крупнейших акционеров (РУСАЛа и «Интерроса» Владимира Потанина. -- Ред.) и миноритариев -- «3+3+3», что позволит обеспечить баланс и наиболее полный учет интересов всех трех групп акционеров». Однако, имея только блокирующий пакет, РУСАЛ может провести только двух своих представителей в совет директоров никелевого гиганта. В то же время представителям г-на Потанина пакет в 30% акций «Норильского никеля» фактически гарантирует три места в совете. Представитель РУСАЛа так объяснил «Времени новостей» позицию компании: «Как в любой публичной компании, совет директоров должен обеспечивать защиту интересов всех акционеров и являться центром аккумулирования лучшей экспертизы, лучших практик и накопленного опыта, который должен работать на благо компании и всех акционеров. Поэтому мы считаем, что предлагаемая нами конфигурация совета директоров позволяет максимально полно учесть интересы всех акционеров и обеспечить устойчивое развитие компании за счет поиска новых инвестиционных возможностей, создания портфеля проекта, рационального использования средств компании и самое главное -- выработку долгосрочной стратегии развития».

По мнению экспертов, непонятно, как г-н Волынец представляет реализовать идею «3+3+3» на практике, ведь согласно законодательству об акционерных обществах каждый крупный акционер «Норникеля» имеет право провести в совет количество своих представителей, пропорциональное своей доле в капитале компании. И вряд ли кому-то будет выгодно от этого отказываться. Кроме того, «Норникель» (в отличие от РУСАЛа) является публичной международной компанией, и такого рода договоренности между крупными акционерами могут, во-первых, принести ему проблемы на международных рынках, а во-вторых, снизить капитализацию.

Также РУСАЛ продолжает отмечать, что его планы относительно «Норильского никеля» «не изменились», не объясняя, впрочем, в чем они заключаются. Г-жа Ковалева на этот счет заявила: «Нам остается неясным, что в деталях представляют собой эти планы, и мы бы приветствовали открытый диалог по этому вопросу, чтобы прояснить ситуацию для компании и других акционеров». Судя по всему, речь идет об объединении и спорах, на базе какой компании его необходимо делать. Алюминиевая компания свою позицию по этому поводу не высказывала. А менеджмент «Норильского никеля» заявлял, что считает лучшим вариантом объединение на его базе, так как компания является публичной. При этом, как известно, руководство «Норникеля» не исключало слияние с «Металлоинвестом» Алишера Усманова. А на рынке сейчас циркулирует информация о якобы ведущихся переговорах относительно создания «тройственного союза» РУСАЛа, «Норникеля» и «Металлоинвеста». Впрочем, официально ни одна сторона это не подтверждает.

Неожиданную агрессивную позицию РУСАЛа по отношению к «Норникелю» аналитики объясняют намеченным на 30 июня годовым собранием акционеров. На нем алюминиевая компания явно хочет получить перевес по отношению к другому акционеру -- «Интерросу», ведь блокирующий пакет акций в акционерном капитале не дает ощутимого влияния на решения совета директоров. А потому каждая из сторон, считают аналитики, теперь попытается привлечь на свою сторону как можно больше миноритарных акционеров «Норникеля», ведь их доля внушительна -- порядка 45%.

Иван ГОРДЕЕВ