Посол России в Грузии Вячеслав Коваленко получил вчера ноту протеста. Грузия потребовала от России не только извинений, но и компенсации за причиненный в небе над непризнанной Абхазией ущерб. Речь идет
об одном из семи сбитых за эту весну грузинских дронов -- беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) израильского производства Hermes 450.
Грузия признала потерю только одного БПЛА 20 апреля. Вину Тбилиси возложил на Москву, пригласив группу международных экспертов под эгидой миссии ООН по наблюдению в Грузии (МООНГ) изучить обстоятельства инцидента. Как только комиссия заключила, что БПЛА был сбит российским военным самолетом, грузинские власти развернули дипломатическое наступление. «Россия совершила акт агрессии в отношении Грузии и нарушила фундаментальные принципы международного права», -- заявил после передачи ноты российскому послу замминистра иностранных дел Грузии Григорий Вашадзе. Это заявление было продублировано и заокеанскими союзниками Тбилиси. Заместитель американского постпреда при ООН Алехандро Вулф подтвердил, что США считают, что в инциденте со сбитым самолетом-разведчиком над Абхазией Россия нарушила территориальную целостность Грузии.
Г-н Вашадзе уточнил, что грузинская сторона потребовала «возмещения ущерба за сбитый самолет». Сколько «причитается» с России за БПЛА, формальным собственником которого считается МВД Грузии, станет известно в ближайшее время. По различным данным, стоимость одного дрона составляет от 2 до 4 млн долларов.
Однако Россия продолжает сомневаться в грузинских аргументах. Посол Коваленко заявил, что «не ставит под сомнение профессионализм тех людей, которые работали от миссии ООН». Но, по его словам, «вызывает сомнения материал, с которым работали эти профессионалы. Речь идет о видеозаписи, которая уже гуляет по всему миру, и о данных радаров».
Эту тему развил на пресс-конференции в Дании глава МИД России Сергей Лавров: «То, что российские эксперты смогли уловить, когда пленка была показана по грузинскому телевидению, вызывает ряд вопросов. Мы их сделали достоянием гласности, но ответы так и не получили. В докладе экспертов ООН говорится, что, по имеющейся информации, беспилотный аппарат был сбит 20 апреля самолетом, который, скорее всего, прилетел с севера. С того момента, когда была показана пленка по грузинскому телевидению, мы попросили ее продемонстрировать и провести расследование, однако этого не было сделано. Вопросы, на которые нет ответа, говорят о несоответствии запечатленного на пленке».
Глава российской дипломатии провел экскурс в недавнее прошлое, напомнив о том, что в августе 2007 года Грузия обвиняла Россию в сбросе ракеты на село Цителубани Горийского района. «Когда мы добились приезда российской делегации в Грузию, оказалось, что половина ракеты, на которой был серийный номер, была уничтожена, -- сказал Сергей Лавров. -- Мы хотим добрых отношений с Грузией. За последние три-четыре года было немало контактов на высшем уровне, и российская сторона выполняла договоренности, достигнутые по их итогам, в частности по выводу российских баз с грузинской территории. В то же время обязательства, взятые на себя грузинской стороной, например по созданию совместного антитеррористического центра, а также по неразмещению военных баз иностранных государств, не выполняются». Глава российского МИДа выразил надежду, что «поведение грузинской стороны будет компенсировано в будущем».
Это будущее во многом зависит от первой встречи Михаила Саакашвили с президентом России Дмитрием Медведевым в рамках Экономического форума СНГ 6--7 июня. Вчера грузинский президент возложил ответственность за «тупик» в двусторонних отношениях на экс-президента Владимира Путина, который в апреле издал «незаконное» постановление о поддержке Абхазии и Южной Осетии. Г-н Саакашвили сказал, что Дмитрий Медведев должен быть заинтересован в поиске путей преодоления кризиса. Однако «акт международной агрессии», как оценил Саакашвили инцидент с уничтожением БПЛА 20 апреля, по его мнению, поставил точку в миротворческой миссии России. Поэтому Тбилиси будет еще активнее вести переговоры с международными посредниками о смене формата урегулирования.
В интервью "Времени новостей" госминистр Грузии по реинтеграции Темури Якобашвили сообщил, что Тбилиси во время переговоров с Евросоюзом и ОБСЕ будет делать акцент на замену существующего военного формата миротворцев полицейскими силами. В отношении полетов "шпионов" над конфликтными зонами он сообщил, что военные самолеты там появляться не могут (это определено Московским соглашением 1994 года), а БПЛА -- вполне.
Впрочем, Грузия не впервые говорит о том, что Россия ей задолжала. Как только стихнут внутриполитические страсти, вызванные выборами в парламент 21 мая, Грузия внесет иск против России в Страсбургский суд по правам человека, потребовав компенсацию за потери в Абхазии, сообщил «Времени новостей» председатель парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Шота Малашхия: «Речь идет приблизительно о 20 млрд долл. Из них 5 млрд -- это компенсация утраты беженцами частной собственности, остальное -- потери государства». В Тбилиси считают, что Россия несет ответственность как за провоцирование грузино-абхазского конфликта, так и за то, что его урегулирование заморожено. Кроме того, Тбилиси винит Москву в незаконной деятельности в непризнанной республике российских банков, компаний сотовой связи.