Прокуратура больше не хочет нести ответственность
за незаконное уголовное преследование граждан -- пусть за это оправдывается следствие. Об этом заявил вчера на расширенной коллегии Генпрокуратуры глава этого ведомства Юрий Чайка, который констатировал большое количество «брака в работе следствия». Генпрокурор выразил обеспокоенность ростом числа исков, которые реабилитированные и оправданные граждане предъявляют за незаконное возбуждение уголовных дел. Он привел статистику, согласно которой количество таких исков возросло почти в десять раз -- если в начале 2000-х их было по 150--200 в год, то в 2007-м уже свыше 1200, и только в первом квартале нынешнего года в суды пожаловалось более 500 человек.
Критика, прозвучавшая в адрес следователей, стала результатом многочисленных постановлений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который
необоснованные аресты считает одной из самых острых проблем российской правоохранительной системы. Подобные заявления Генпрокуратуры можно зачесть в пользу проведенной в середине прошлого года реформы следствия, в результате которой последнее получило практически полную самостоятельность от прокуратуры. Ведомству г-на Чайки же осталось лишь по большому счету наблюдать за расследованием уголовных дел, поскольку оно было лишено и значительной части надзорных функций -- прокурор теперь не может, например, отменять решения следователей, а его указания не обязательны для исполнения. Зато свою новую функцию -- по констатации нарушений закона -- прокуратура стала выполнять. Хотя раньше, когда генпрокурор Чайка имел полную власть над предварительным следствием, он никаких особых и тем более настолько масштабных нарушений в своем ведомстве как будто бы не замечал.
Вчера на заседании коллегии генпрокурор отметил, что в прошлом году общая сумма компенсаций, которую ЕСПЧ обязал Россию выплатить за нарушение прав граждан, составила 4,3 млн евро. Значительная часть постановлений касается незаконного привлечения к уголовной ответственности. А российские суды за минувший год, по словам г-на Чайки, только в 32 регионах оштрафовали правоохранителей на 94 млн рублей.
«Я говорю не только о некачественной работе следователей, но и дознавателей и прокуроров, которые допускают случаи незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности, в том числе незаконного помещения их под стражу», -- заявил Юрий Чайка. Он отметил, что основная причина этого -- «ненадлежащая организация расследования»: «Зачастую уголовные дела возбуждаются без достаточных доказательств, обвинения строятся исключительно на свидетельских показаниях. Ежегодно в результате брака в работе представительного следствия число лиц, подвергающихся реабилитации, исчисляется тысячами». По данным Генпрокуратуры, незаконно попадает под стражу примерно четверть обвиняемых. В то же время судьи ЕСПЧ считают серьезным нарушением даже один «лишний» день, который человек был вынужден провести под арестом.
Г-н Чайка посетовал, что следователи за свои ошибки не отвечают, а извиняться за них приходится прокурорам. «Сейчас по закону извиняться должен прокурор, но с учетом последних изменений законодательства мы считаем, что и руководитель следственного подразделения также должен приносить извинения», -- сказал генпрокурор, отметив, что ошибки следствия объясняются «как непрофессионализмом, значительным омоложением органов следствия и дознания и большой текучестью кадров, а также профессиональными ошибками и просчетами». Своим коллегам он рекомендовал «в случаях, когда допускаются не просто ошибки, а целенаправленная некачественная работа следствия, направлять материалы в следственные органы для решения вопросов о привлечении должностного лица к ответственности».
Более того, генпрокурор считает, что те, кто допускает незаконное преследование граждан, должны нести персональную ответственность. Он предложил, в частности, подавать регрессные иски от лица государства о возмещении ущерба тем должностным лицам, по вине которых из бюджета выплачиваются компенсации пострадавшим от произвола.
Немотивированность применения такой исключительной меры пресечения, как арест, кроме ЕСПЧ отмечали и судьи. Так, председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев заявлял о том, что часто после вынесения постановления судами об аресте следователи потом сами отпускают обвиняемых. А судья от России в ЕСПЧ Анатолий Ковлер отмечал, что «только треть из арестованных в итоге в качестве наказания получают лишение свободы». Между тем в прокуратуре заметили, что россияне постоянно совершенствуются в правовой грамотности. «Граждане стали более активными и подкованными в правовом плане. Теперь даже просто за факт самого возбуждения уголовного дела граждане обращаются в суд, чтобы отстоять свои честь и достоинство», -- сказал вчера замгенпрокурора Виктор Гринь.