Время новостей
     N°92, 28 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.05.2008
Долевой уполномоченный
Мэрия ищет крепких хозяйственников на стороне
Долго взращивавшийся в мэрии миф о том, что московские чиновники чуть ли не поголовно являются крепкими хозяйственниками, способными осчастливить своими экономическими знаниями любую бизнес-структуру, был вчера публично развеян. Причем в качестве разрушителя стереотипов выступил высокопоставленный представитель столичного правительства -- глава комплекса имущественно-земельных отношений Владимир Силкин. В ходе обсуждения постановления «О дальнейшей реструктуризации городского портфеля акций в 2008--2010 годах и повышении эффективности управления принадлежащими городу Москве пакетами акций» он признал, что участие чиновников в советах директоров коммерческих структур, имеющих в капитале долю города, далеко не всегда обеспечивает успех и прибыль. По мнению г-на Силкина, представители города довольно пассивно реагируют на назначение генеральными директорами сомнительных управленцев, и в результате Москва теряет и доходы, и собственность. Глава комплекса имущественно-земельных отношений, прекрасно понимая, какую реакцию коллег может вызвать призыв к отказу от «прикомандированных» в ОАО чиновников, все же решился предложить революционные меры. Он считает необходимым делегировать в советы директоров не «волонтеров» из числа госслужащих, а профессиональных менеджеров, которые смогут работать не на общественных началах, а за зарплату. Не состоя в штате мэрии, эти управленцы должны будут, однако, представлять интересы города-собственника.

По словам Владимира Силкина, у города достаточно примеров, когда, например, директора столичных рынков, доведя одно торговое предприятие до банкротства, сейчас руководят уже следующим. По его мнению, новых менеджеров надо отбирать строго по «корпоративному поведению», дабы избежать «рисков злоупотреблений и утраты имущества города». «Если раньше назначение гендиректора было бессистемным актом, то теперь руководить будет аттестованный человек», -- пояснил «Времени новостей» суть этого предложения начальник управления корпоративного контроля над долями города департамента имущества Москвы Антон Посконин. Кроме того, введение в советы директоров наемных представителей мэрии должно разгрузить госслужащих, которые сейчас вынуждены тратить рабочее время не только на выполнение непосредственных обязанностей, но и на контроль за соблюдением коммерческих интересов города. Сейчас, по словам г-на Посконина, в советы директоров акционерных компаний в качестве своего рода консультантов, представляющих интересы городских властей, входят чиновники разных рангов -- от специалистов до министров. Даже сам Юрий Лужков, например, является представителем интересов города в ОАО «Аэропорт Внуково» и «Электронная Москва».

Завершить внедрение подконтрольных мэрии менеджеров на коммерческие предприятия с большой долей города в уставном капитале планируется в течение 2008--2009 годов. Новые стандарты управления, по словам г-на Силкина, как правило, встречают яростное сопротивление как менеджмента предприятий, так и чиновников. Глава комплекса имущественно-земельных отношений дал понять коллегам, что в курсе многочисленных жалоб на себя, поступающих сейчас к Юрию Лужкову от «отдельных руководителей предприятий и отраслевых департаментов». Тем не менее комплекс уже добился смены по меньшей мере десяти руководителей ОАО и контролирует деятельность 93% обществ с долей города свыше 75% и 50% обществ с контрольным пакетом московского правительства.

Не меньше проблем возникает и при оптимизации портфеля акций. К 2010 году комплекс имущественно-земельных отношений планирует окончательно избавиться от «скромных» пакетов в 109 акционерных обществах города за исключением четырех «стратегически важных» -- «Лужников», «Моспромстроя», «Автофрамоса» и Центра международной торговли. Сейчас Москва имеет долю почти в 500 компаниях, в половине из которых у правительства города имеется контрольный пакет акций, а в четверти -- блокирующий. По мнению Владимира Силкина, мэрии нужно избавляться от тех, кто просто «прячется за городом от проблем рынка» и при этом не хочет внедрять систему городского контроля. «Если же предприятие стратегически важно для города и экономически эффективно, необходимо ставить вопрос о получении в нем контрольного пакета», -- считает руководитель комплекса имущественно-земельных отношений. «Стратегической целью является сохранение в собственности города 10--15 ОАО в виде вертикально интегрированных холдингов в стратегически важных отраслях, не менее 30 млрд руб. капитализации в каждом», -- подытожил г-н Силкин.

Недовольство руководителей отраслевых департаментов мэрии, считающих новую систему управления слишком сложной (возможно, потому, что им самим там места тоже не нашлось), вызвали и притязания г-на Силкина на ряд пока еще неподведомственных его комплексу предприятий, не занимающихся производственной деятельностью, а использующих свою территорию под новое строительство и сдачу в аренду помещений. В частности, руководитель департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков заподозрил коллегу в попытке подмять под себя «Москворецкие зори». В ответ г-н Силкин порекомендовал отраслевым департаментам заниматься профильной деятельностью.

В отличие от представителей исполнительной власти, столичные депутаты с предложением спорить не стали. Они лишь попросили учесть их пожелания. Так, например, председатель бюджетной комиссии Мосгордумы Игорь Антонов предложил при аттестации наемных управленцев учитывать наличие опыта работы не только в коммерческих структурах, но и на любой руководящей должности. А руководитель комиссии по законодательству Мосгордумы Александр Семенников озаботился критериями для «равного доступа женщин» в органы управления предприятий.

Юрий Лужков, наблюдавший за дискуссией со стороны, под конец решил примирить подчиненных. Отметив «актуальность и внятность» предложений г-на Силкина, он одобрил их, но заметил, что город будет реализовывать «правило двух ключей». «И отраслевые департаменты, и комплекс имущественно-земельных отношений должны иметь одинаковое право принимать решения», -- подчеркнул он, пояснив, что если консенсус между ведомствами найден не будет, «решение будет приниматься правительством».

Юлия ХОМЧЕНКО