Слегка заглохшую болезненную тему американской противоракетной обороны в Европе оживили события последних дней. Вчера чешское правительство, хотя и не единогласно,
одобрило соглашение о размещении радиолокационной станции национальной системы ПРО США на территории Чешской Республики.
Теперь осталось принять соглашение о статусе американского персонала РЛС на территории страны. Предполагается, что оно будет подписано в июле.
Чуть раньше чешско-американского соглашения появилось российско-китайское коммюнике по итогам визита в Поднебесную президента России Дмитрия Медведева. В этом документе также затронуты темы ПРО и стратегической стабильности.
Прокомментировать возможные изменения в сфере ПРО в связи с появлением новых международных документов взялся начальник международно-договорного управления, он же заместитель начальника Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России генерал-лейтенант Евгений Бужинский.
Отношение России к намерению США развернуть третий позиционный район национальной противоракетной обороны (ПРО) в Европе остается неизменным, подтвердил высокопоставленный российский военный. По твердому убеждению российского военного ведомства будущие ракетная база в Польше и РЛС сопровождения в Чехии имеют ярко выраженный антироссийский потенциал. И американские, и европейские независимые исследования подтвердили: американский третий позиционный район обладает возможностью перехвата баллистических ракет, запускаемых с территории европейской части России. Площадка ПРО в Европе рассматривается российскими военными как элемент глобальной системы ПРО, в которую могут войти американские и азиатские сегменты, космический эшелон.
Декларируемую же американцами ракетную угрозу со стороны Ирана россияне считают надуманной. «Как такая прагматичная нация -- американцы -- может вкладывать десятки и сотни миллиардов долларов в развитие системы, которая предназначена для отражения лишь гипотетических пусков двух-трех иранских ракет?» -- недоумевает генерал Бужинский. Есть масса неопровержимых данных, свидетельствующих о том, что у Ирана нет ни технической, ни технологической базы для производства ракет с дальностью действия даже 4--5 тыс. км, не говоря уже о большем. Да и вряд ли США будут дожидаться, пока Иран докует свой ракетно-ядерный потенциал и будет готов нанести по ним удар -- потенциал этот будет уничтожен в зародыше.
Американцы сегодня признают: Россия военными средствами может смести площадку с антиракетами в Польше в два счета. Тем не менее США ее настойчиво возводят. Просто на этой площадке отрабатываются возможности для развертывания аналогичных объектов в любых других регионах Европы. Великобритания уже предлагала свои услуги. Там, как и в Норвегии, уже есть подходящие РЛС. Так что возможна, по выражению г-на Бужинского, «паутина элементов ПРО под боком у России». В доктринальных документах США задача ПРО определена так: обеспечить устойчивое применение наступательных стратегических средств. Именно против этого и возражает Россия, поскольку система ПРО -- это тот дестабилизирующий элемент, который создает иллюзию безнаказанности.
Есть ли возможность вместо противоракет разместить в шахтах на территории Польши тактические ракеты средней дальности и чем это грозит России? Отвечая на этот вопрос обозревателя «Времени новостей», генерал Бужинский сказал: «Технически это возможно, хотя американцы и убеждают нас в обратном, мотивируя разными габаритно-весовыми характеристиками тех и этих ракет. Наши же эксперты считают возможным модернизацию ракеты, чтобы придать ей наступательные возможности. Мы считаем это вполне реальным. В итоге у российских границ могут появиться ракеты средней дальности, которые способны достигать центральных областей страны в считанные минуты. Словосочетание «подлетное время» теряет смысл и заменяется на «молниеносный удар».
В октябре прошлого года США предложили России комплекс мер по транспарентности, чтобы снять российские озабоченности. Долго американцы не давали этих предложений в письменном виде, а потом и вовсе отказались от большинства из них. Все меры, предлагаемые США, далеки от конкретики и сформулированы таким образом, что могут быть отменены в любой момент, утверждает глава международно-договорного управления Минобороны.
Есть слабая надежда на то, что если до ухода администрации Буша документы с Польшей и Чехией не будут подписаны, то тема ПРО в Европе отпадет сама собой. Такого рода пример есть. По договору 1972 года США создали систему ПРО «Сейфгард» на основной своей ракетной базе Гран-Форкс, а спустя некоторое время от нее отказались -- слишком накладно было содержать систему. К тому же она не представляла никакой преграды для советской МБР РС-20 (SS-18 Satan). Но относительно возможности отказа американцев от нынешнего проекта создания глобальной системы ПРО у российских военных большие сомнения. Можно сказать, что тень растиражированного «Сейфгарда» нависает над Россией.
С Североатлантическим альянсом у России есть совместный проект создания нестратегической противоракетной обороны -- прикрытия с воздуха совместных группировок, участвующих в совместных же операциях. Например, миротворческих. При этом не обязательно в Европе -- на любом театре военных действий (ТВД). Уже отработано несколько фаз этого проекта, проведено моделирование, оценена возможность совместимости средств россиян и европейцев (кстати, пришли к выводу о наличии совместимости). Но когда речь заходит об интеграции российско-натовского проекта и третьего позиционного района США, то российские военные категорически возражают, поскольку в этом случае мы будем участвовать в строительстве системы, которая имеет антироссийский потенциал.
Планы США -- развернуть полностью третий позиционный район в Европе к 2013 году -- остаются в силе. У России планов расширения своей системы ПРО нет. Российские военные говорят лишь об имеющихся у нее асимметричных мерах. Что конкретно имеется в виду, генерал Бужинский уточнять отказался.