|
|
N°91, 27 мая 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Время собирать камни
27 мая Петербургу исполняется 305 лет. Но праздник получается со слезами на глазах. По официальным данным, обнародованным петербургским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), количество безвозвратно утерянных в последние десять лет архитектурных памятников XVIII--XIX веков перевалило за сотню. Из них большая часть исчезла за годы, прошедшие с празднования 300-летия Петербурга. Эта цифра сравнима с разрушениями (включая культовые здания) в послереволюционные годы и превышает военные.
Весь исторический центр Петербурга признан ЮНЕСКО единым объектом всемирного наследия. Десять лет назад Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) издал список из 7000 охраняемых объектов Петербурга. Чуть позже появился учетный список «вновь выявленных объектов культурного наследия». Здания, внесенные в эти документы, нельзя ни сносить, ни перестраивать. Однако после юбилея города из этих списков год от года безвозвратно исчезает по нескольку зданий. И не только из списков -- из городского архитектурного ансамбля.
В числе последних заметных -- в прямом и переносном смысле -- утрат квартал из трех доходных домов начала XIX века на углу Невского проспекта и улицы Восстания. До 2004 года они охранялись как «выявленные памятники архитектуры», как часть ансамбля знаменитого проспекта и объекты культурного наследия. Однако осенью 2006 года их снесли для строительства на их месте универмага. После их сноса «поехало» и соседнее здание. Его разрушили тоже.
Далее по Невскому к Дворцовой площади -- та же картина. После реконструкции построенной в советское время гостиницы «Балтийская» и превращения ее в пятизвездочный «Невский палас» пошли трещинами соседние дома. Потребовались укрепление фундаментов и реставрация стен, включая фасадные. Мелочиться не стали: здания расселили, сняли крыши, а в 2005 году снесли.
Здания исторической застройки Петербурга XVIII--XIX веков стоят стена к стене, как бы поддерживая друг друга, поэтому нельзя снести один дом, не повредив стоящие рядом. Об этом знают даже студенты начальных курсов архитектурно-строительных институтов. Однако этого почему-то не хотят учитывать ни застройщики, ни ответственные чиновники петербургской администрации. Расчищали место для нового здания Мариинского театра, и еще одной жертвой «незнания» пал целый квартал на набережной Крюкова канала вместе с охраняемым памятником архитектуры XVIII века Литовским рынком архитектора Джакомо Кваренги.
Из-за разрушения «соседних зданий» Петербург может лишиться знаменитого дома князя Мурузи (построен в 1877 году) на углу Литейного проспекта и улицы Пестеля, где жили многие знаменитые поэты Серебряного века -- Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, а в XX веке -- Иосиф Бродский. Уникальный и в архитектурном отношении дом дал трещины после того, как снесли примыкавшее к нему общежитие. Еще один пример такого рода -- огромная расползающаяся трещина на здании Главного штаба, построенного Карло Росси (на фасаде, выходящем на набережную Мойки). Она возникла в результате строительства рядом со штабом офисного комплекса с подземными гаражами и инфраструктурой.
В 100 м от Дворцовой площади запакован в расписную декорацию Дом Чичерина, в котором в советское время находился кинотеатр «Баррикада». Возведенное архитектором Саввой Чевакинским во второй четверти XVIII века и перестроенное Василием Стасовым здание сочетало в себе элементы барокко и классицизма, являясь одним из ключевых элементов ансамбля Невского проспекта. Здесь жили Кваренги, Кюхельбекер, Грибоедов. А после 1918 года Горький основал тут Дом искусств, приютивший Гумилева, Мандельштама, Ходасевича и Зощенко. Особняк находится в объединенной охранной зоне, где запрещены сносы и новое строительство, и является памятником регионального значения, в отношении которого разрешена только реставрация, но не перестройка. (До июня 2006 года Дом Чичерина входил в список памятников федерального значения, но был исключен.) Пока здание передавали от федеральных властей к региональным, оно несколько месяцев было в буквальном смысле беззащитным, и застройщик получил немыслимые по разрушительности согласования: превращение 230-летнего особняка в элитный комплекс, сооружение пятого, мансардного, этажа по периметру и даже его «надстройка» до 28 м в высоту (вместо 23 разрешенных законодательством).
Еще один горький сюжет исторического центра Петербурга: реконструкция особняка князя Лобанова-Ростовского -- того самого, что воспет Пушкиным в «Медном всаднике»: «Как живые, стояли львы сторожевые». Здание передано управлению делами президента, сдавшему его в аренду, -- теперь здесь будет гостиница. Проект предусматривает «частичную перестройку» здания -- появится мансардный этаж, уже снесен дворовый комплекс XVIII--XIX веков, и на его месте появится новый -- на два этажа выше прежнего. По странному, но удобному для застройщика совпадению внутренняя отделка большинства помещений (лепка, живописные панно, золоченый декор и т.д.) пропала якобы до проведения предпроектных изысканий. Что дает законную возможность восстанавливать их лишь фрагментарно -- с учетом гостиничных надобностей. С учетом гостиничных же надобностей предполагается и перепланировка помещений здания, построенного по проекту Августа Монферрана и расположенного в пяти минутах ходьбы от его же Исаакиевского собора. Управление «Росохранкультуры» по северо-западу отказалось согласовать проект. И его тут же утвердило центральное управление «Росохранкультуры», а затем -- Государственная вневедомственная экспертиза.
Список подобных прецедентов можно продолжать бесконечно, ибо он увеличивается с каждым днем. Происходящее находится в прямом противоречии с федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», гласящим: «Работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком и исполнителем работ после получения письменного предписания органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо федерального органа охраны объектов культурного наследия». Увы, Петербург не является исключением из правила, он лишь гипертрофированно фокусирует общероссийскую проблему градостроительства: агрессивное до беспамятства внедрение в историю. Это с горечью констатировали участники всероссийской конференции главных архитекторов, завершившейся в минувшие выходные на берегах Невы. 305-летие Санкт-Петербурга -- повод, чтобы узнать мнения тех, кто влияет на судьбу города, пережившего три революции, две войны и ныне борющегося с агрессией мирного времени.
|