Правозащитники опасаются, что срок службы в Вооруженных силах России, который, как известно,
был сокращен до 1 года, может вновь увеличиться. Такое опасение высказала председатель Комитета солдатских матерей Москвы Татьяна Кузнецова, выступая в понедельник на пресс-конференции, посвященной весеннему призыву-2008. Сославшись на данные демографов и социологов, г-жа Кузнецова пояснила: «Через год
служить будет почти некому, поскольку за 18 лет до этого, в 1991 году, наблюдался резкий демографический спад». По мнению Кузнецовой, армейское руководство уже сейчас ощущает нехватку «солдатской массы». Поэтому, утверждает она, в вооруженных силах наметилась новая тенденция: солдат-срочников заставляют подписывать контракт на три года службы. «Мы получаем огромное количество звонков от родителей: «Моего сына вынуждают пойти на контракт», -- рассказала г-жа Кузнецова. -- Как правило, такое «предложение» поступает после полугода службы».
Кроме того, к подписанию контракта принуждают военнослужащих, уже отслуживших «срочную», добавил еще один участник пресс-конференции, управляющий делами санкт-петербургской коллегии адвокатов «Призывник» Аркадий Чаплыгин. По словам юриста, выполнение плана весеннего призыва в северной столице производится с грубыми нарушениями. «Военкоматы халатно относятся к своим обязанностям, -- подчеркнул г-н Чаплыгин. -- Например, военкомы не требуют из поликлиник амбулаторные карты молодых людей, подлежащих призыву; призывники вовремя не получают направления на анализы». Кроме того, у военных комиссариатов зачастую имеются серьезные проблемы с лицензированием -- например, нет лицензии на проведение военно-медицинской экспертизы в здании военкомата. «Очень часто розыску и «приводу» подвергаются иногородние, -- рассказал адвокат. -- Например, к жителю Архангельска, который был проездом в Санкт-Петербурге по дороге на юг, подошли сотрудники милиции и доставили в военкомат Фрунзенского района -- странно, почему именно этого района, ведь он даже не ближайший». В заключение питерский юрист заметил, что почти любое решение военкомата о призыве несложно оспорить через суд, поскольку большинство из этих решений были приняты с нарушениями.
«В Москве начало и середина призыва -- это время тотального нарушения прав призывников», -- заявил сотрудник юридического отдела столичной Военной коллегии адвокатов Виктор Папков. В частности, подчеркнул он, в ряды защитников Отечества по-прежнему попадают молодые люди, страдающие хроническими заболеваниями. Зачастую тех, кто по плану подлежит призыву, не обследуют, не делают им ЭКГ и анализов крови. Кроме того, даже если призывник и получает освобождение от службы, его в течение нескольких лет продолжают гонять на медицинские освидетельствования. «Получается, что человек держится на балансе военкомата в течение двух или трех призывов», -- объяснил г-н Папков, по мнению которого таким нелегальным образом военкомы создают для начальства видимость того, что у них с выполнением плана все в порядке. «У меня такое впечатление, что сотрудники военкоматов просто боятся, что их сократят, -- предполагает Татьяна Кузнецова. -- В Москве сейчас порядка 30 военкоматов, в том числе в центре столице, где постоянного населения почти нет».
Узнать мнение другой стороны не представилось возможности: кресла, зарезервированные устроителями пресс-конференции для представителей Минобороны и главного военного прокурора РФ Сергея Фридинского, так и остались пустыми.