Говорят, в Берлине очень хотели, чтобы
первый визит нового российского президента в дальнее зарубежье состоялся именно в Германию. И этот визит вскоре действительно состоится. Но он будет уже вторым...
Пекинская площадь Тяньаньмэнь, кстати, самая большая в мире, была застелена красными ковровыми дорожкам, а здание Всекитайского собрания народных представителей было щедро украшено красными флагами. Ковровые дорожки образовывали сложную геометрическую фигуру, посреди которой находился красный же постамент, а на нем стояли президент Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао. Перед ними выстроился цвет китайских вооруженных сил и заиграли государственные гимны. Если в Астане, откуда г-н Медведев прибыл в Пекин, российский гимн исполнялся на восточный манер, то здесь он сопровождался пушечными залпами. Впрочем, это не выглядело случайностью. Военно-политическая тематика стала едва ли не ключевой на протяжении двух дней визита г-на Медведева.
Совместная декларация двух стран по основным международным вопросам, подписанная в Пекине, продемонстрировала, что руководители двух стран не намерены уступать Соединенным Штатам Америки место единоличного лидера в решении глобальных вопросов мира во всем мире. Москва и Пекин совместно выступают за дипломатические пути решения проблемы распространения оружия массового уничтожения. Особое место в декларации занял вопрос борьбы с международным терроризмом. Стороны считают, что бороться с ним нужно на основе Устава ООН, чтобы избежать использования этой борьбы в политических целях.
Отдельная часть декларации содержала уже и совсем понятную каждому риторику. Лидеры двух стран полагают, что американские системы ПРО не способствуют стабильности в некоторых регионах мира. В самой декларации на этот счет сказано дословно следующее: «Стороны считают, что создание глобальной системы противоракетной обороны, включая развертывание такой системы в некоторых регионах мира, либо налаживание соответствующего сотрудничества, не способствует поддержанию стратегического баланса и стабильности, препятствует международным усилиям по контролю над вооружениями и нераспространению, укреплению доверия между государствами и региональной стабильности, и выражают в связи с этим свою озабоченность».
«Скажу откровенно, -- прокомментировал на следующий день документ г-н Медведев, -- не всем нравится стратегическое взаимодействие между нашими странами. Но мы будем его укреплять и развивать».
В ходе визита был подписан и ряд экономических соглашений. Так, соглашение между ОАО «Техснабэкспорт» и Китайской компанией атомной энергетики на 1 млрд долл. предусматривает строительство в Китае новой очереди завода по обогащению урана и поставки российского обогащенного ядерного топлива.
Губернатор Томской области Виктор Кресс договорился с Яньтайской северо-западной компанией лесного хозяйства о строительстве на территории области лесоперерабатывающего завода. Это стало первой реакцией на решение российских властей
поднять вывозные пошлины на необработанный лес. Ранее такие заводы строились вдоль российско-китайской границы, но исключительно на территории Поднебесной.
ВТБ подписал меморандум о взаимопонимании со Строительным банком Китая. Документ носит самый общий характер, признался глава банка Андрей Костин, но попасть на закрытый китайский рынок финансовых услуг крайне сложно, поэтому в банке рады любой новой возможности. Лишь три месяца назад ВТБ, кстати, единственному из российских банков, удалось открыть представительство в Шанхае.
Интрига вокруг, пожалуй, самого непростого вопроса -- о защите авторских прав -- так и осталась неразрешенной. Как известно, несколько лет назад Китай приобрел лицензию на сборку 200 истребителей Су-27СК, однако после постройки 105 машин китайская сторона в одностороннем порядке приостановила выполнение контракта. Зато у нее появился собственный истребитель, полностью копирующий, как утверждают специалисты, российский аналог. «Мы по лицензии производим здесь самолеты, и это, конечно, оказывает влияние на развитие китайского авиапрома», -- аккуратно прокомментировал ситуацию гендиректор «Сухого» Михаил Погосян. Министр промышленности и торговли Виктор Христенко предложил не драматизировать ситуацию и напомнил, что Россия сама часто получает упреки в нарушении авторских прав.
По слухам, стороны планировали подписать некий документ о защите авторских прав, но сделано этого не было. Причем переговоры были настолько закрытыми, что так и осталось невыясненным, почему. Одни источники в российской делегации говорили, что вопрос поднимался и принципиальные договоренности достигнуты, а другие доказывали, что острые вопросы решено было и не обсуждать. Вместо этого было объявлено о договоренности
по охране окружающей среды и трансграничных водных ресурсов. За сложным названием скрывается река Амур, берущая начало в Китае и регулярно приносящая на российскую территорию то дохлую рыбу, то воды невиданных цветов.
На следующий день Дмитрий Медведев, видимо, еще не забывший приоритетный национальный проект «Образование», который он курировал в должности первого вице-премьера, нашел в плотном графике время на посещение старейшего в стране Пекинского университета. Напомнив, что он сам был преподавателем, г-н Медведев прочитал студентам лекцию, полную цитат из Конфуция, Ли Бо и Лао Цзы.
Впрочем, и при общении с местной молодежью нашлось место военно-политической тематике. Так, китайская студентка кафедры русского языка и литературы напомнила президенту его собственные слова о том, что «вооруженные конфликты не рождаются сами по себе, их порождают те, чьи амбиции выходят за границы своих стран и континентов». «Вы правы, -- охотно согласился г-н Медведев, -- конфликты не рождаются сами по себе, а поджигаются теми, кто хочет изменения баланса на планете и достижения своих собственных корыстных интересов. Мы вчера подробно говорили: российско-китайское взаимодействие превратилось в ключевой фактор обеспечения стабильности на планете». Для этого, в частности, стороны намерены активнее использовать Шанхайскую организацию сотрудничества.
Впрочем, закончилось все исключительно мирно. После общения с учащимися массами г-н Медведев с несколькими студентами отправился на прогулку по университетскому парку. Одна китайская студентка в алом платье так поразила президента знанием русского языка и интересом к происходящему в России, что он не выдержал и поцеловал ее. Правда, не в живот, а в щеку.