В повестке дня открывающегося сегодня в Брюсселе двухдневного заседания Совета министров иностранных дел Евросоюза пунктом «А» («первоочередная важность») значится
утверждение директивы на переговоры с Россией о новом стратегическом договоре. По времени на него отведена минута -- ровно столько, чтобы проголосовать «за», не обсуждая и даже не читая проект решения. Но не надо обвинять министров в формализме -- они успели выучить историю вопроса и букву документа наизусть за два года безуспешных попыток его принятия.
Даже всегда осторожная в прогнозах пресс-секретарь верховного представителя ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Хавьера Соланы Кристина Галлах сказала «Времени новостей», что «не предвидит неожиданностей». Вопрос решен, хотя прийти к этому было очень трудно, заметила она. Такого же мнения придерживается еврокомиссар по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер. «На данный момент никаких препятствий больше нет», -- сообщила «ВН» ее помощница по прессе.
Срок действия подписанного еще в 1994 году тогдашним российским президентом Борисом Ельциным на греческом острове Корфу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС истек в конце 2007 года. Переговоры о новом документе попытались начать в 2006 году, однако в дело вмешались отдельные страны -- члены Евросоюза. Лишь теперь европейцы договорились, что переговоры с Россией о новом соглашении надо начинать, какие бы претензии ни предъявляли Москве отдельные члены союза, лучше уж выставить эти требования в ходе самих переговоров.
Главным виновником двухлетней отсрочки стала Польша. «Мясная война» между Варшавой и Москвой вокруг введенного Россией торгового эмбарго завершилась только после смены правительства в Варшаве осенью 2007 года. Вслед за отставкой кабинета Ярослава Качиньского спор был улажен, но тут же возникло новое препятствие -- вето Литвы. В апреле Вильнюс потребовал привлечь внимание ЕС к роли России в «замороженных» конфликтах в Абхазии и Приднестровье, ускорить расследование по делу пропавшего летом 2006 года в Калининградской области литовского бизнесмена, а также заставить Москву возобновить снабжение сырьем единственного в Литве нефтеперерабатывающего завода в Мажейкяе. Совету ЕС пришлось не раз переделать формулировки директивы, прежде чем литовцы удовлетворились текстом.
Но сам мандат -- ничто по сравнению с тем, что предстоит сделать. Постпред России при Европейских сообществах Владимир Чижов, еще два года назад назначенный переговорщиком с российской стороны, заметил «ВН», что будет считать «прорывом» не начало переговоров, а их успешное завершение. Чиновница из ведомства еврокомиссара по внешним связям сообщила «ВН» на условиях анонимности, что выработка сложного всеобъемлющего соглашения может занять минимум несколько месяцев, а может затянуться на годы.
Взамен прежнего СПС стороны хотят разработать новый документ под условным названием «Договор о стратегическом партнерстве», отвечающий современным реалиям. На фоне галопирующего подорожания энергоносителей европейцы смотрят на богатеющего восточного соседа прежде всего сквозь энергетическую призму. Некоторые члены ЕС сомневаются в надежности России как поставщика газа и настаивают на включении в новый договор специального «энергетического параграфа». Поскольку Москва так и не подписала Энергетическую хартию, они хотят вставить ее ключевые положения в основополагающий и юридически обязывающий документ об отношениях ЕС и России. Но в Брюсселе по этому вопросу пока нет четкой позиции. Россия же добивается лаконичного документа без энергетической конкретики.
«Комплекс вопросов, относящихся к энергетике, -- это один из важнейших элементов наших отношений с Россией, -- рассказал «ВН» Хавьер Солана. -- В этой области у нас очень сильна взаимозависимость, поэтому было бы естественно отразить ее в новом договорном документе. Безопасность поставок -- это очень важный для ЕС вопрос. Его мы поднимаем и будем поднимать перед российскими партнерами. Но сейчас, когда переговоры даже еще не начались, было бы преждевременным рассуждать о том, какие конкретные статьи и пункты будут включены в соглашение».
Кремль также не хотел бы заострять внимание в новом соглашении на состоянии демократии и права человека в России. Председатель комитета по международным делам Европарламента Яцек Сарюш-Вольски напомнил «ВН», что европейское общество основано на ценностях, и внешняя политика не может ограничиваться лишь расчетливой «реалполитик». В Брюсселе не скрывают, что связывают большие ожидания с новым президентом России Дмитрием Медведевым. Они оценили его первые публичные заявления, особенно с критикой правового нигилизма, но хотят увидеть, как это будет работать на практике.