Французский банк Societe Generale в конце прошлой недели опубликовал результаты исследования, которое должно было дать ответ на вопрос о том,
каким образом действия его трейдера Жерома Кервьеля привели к потере 4,9 млрд евро. Это исследование провели три стороны: PricewaterhouseCoopers, постоянная группа аудита банка и специальный комитет из трех членов правления. В документе подвергнуто критике непосредственное начальство г-на Кервьеля, которое пренебрегало правилами контроля над операциями, а также указано, что трейдер мог иметь сообщника в лице своего ассистента Томаса Мугарда. Адвокаты г-на Кервьеля считают, что Societe Generale хочет свалить вину на рядовых сотрудников и снять ответственность с руководства банка.
«Многочисленные операции мошеннического характера Жерома Кервьеля были проведены этим ассистентом трейдера», -- говорится в исследовании. Томас Мугард, пишут авторы документа, провел почти 15% фиктивных сделок. Косвенным доказательством, по их мнению, может быть электронное сообщение о том, что предполагаемый сообщник мог знать о результатах проводимых фиктивных операций. Впрочем, защита г-на Кервьеля воспринимает такие выводы с иронией. «На наш взгляд, защищая начальство Жерома Кервьеля, Societe Generale нашел нового козла отпущения -- 23-летнего парня, которого угораздило оказаться ассистентом подсудимого», -- сказал адвокат Гийом Сельне. Он также отметил, что отчет был подготовлен собственными службами банка. «Сейчас они опубликовали второй отчет. Я чувствую, что третий возложит всю ответственность на уборщиц, -- иронизирует г-н Сельне. -- Каждый раз они спускаются все ниже в корпоративной иерархии, хотя следовало бы идти наверх».
Впрочем, авторы исследования критически оценивают работу банковского менеджмента с производными финансовыми инструментами, на которых и специализировался знаменитый трейдер. «Банк недооценивал риски, связанные с возможностью фиктивных сделок и свободным перераспределением лимитов на операции между трейдерами», -- отмечается в отчете. Именно это дало возможность г-ну Кервьелю открыть позиции на 50 млрд евро -- сумму, превышающую капитализацию банка. Эти заключения подтверждают тезис самого г-на Кервьеля, который он высказал следствию еще в январе: «Всем известно, что невозможно получать такие крупные прибыли, как получал я, играя не по-крупному. Тем самым я хочу сказать, что в тех случаях, когда баланс моих операций был положительным, мое начальство закрывало глаза на размер тех сумм, которые я использовал в сделках, и на характер этих операций». Он также отметил, что руководство не могло не получить целый ряд предупреждений автоматических систем контроля об опасных операциях и потерях при них, однако оно предпочло проигнорировать эти сигналы.
Как сообщали западные СМИ, биржа Eurex, специализирующаяся на торговле производными финансовыми инструментами, предупреждала Societe Generale о возможной опасности, связанной с действиями Жерома Кервьеля, еще в ноябре 2007 года. Сотрудник Societe Generale Патрик Леклерк считает, что менеджеры банка должны объяснить, почему они оставили без внимания тревожные сигналы из Германии, где расположена Eurex. «Существовало множество путей для того, чтобы отследить операции такого рода. Почему этого не было сделано?» -- возмущается он.
Как отмечает газета International Herald Tribune, из доклада с очевидностью вытекает, что руководители г-на Кервьеля не сделали свою работу. В свою очередь газета The Financial Times подвергла критике «культуру» французского банка, который, «больше озабочен развитием инвестиционной деятельности, чем укреплением контрольных систем». Президент Франции Николя Саркози, сильнее других негодовавший по поводу сложившейся ситуации, в очередной раз заметил, что ответственность за случившееся лежит «на всем высшем менеджменте организации».