|
|
N°90, 26 мая 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сыграли не по-детски
Благодаря Диме Билану «Евровидение-2009» пройдет в России
Уж было верить перестали. И надеяться. И придумали кучу причин, почему Россия никогда не выиграет «Евровидение». Мы, правда, взяли пару лет назад «Евровидение» детское, но то же детское. А взрослое слабо? Да не, что вы... Это ж все политика. Не дадут!
Однако выиграли всухую (пишу во множественном числе, ибо у победы много отцов). Еврозритель ко всякому привык, но номеров с выраженным спортивным элементом, кажется, еще не было. И уж явно спортсмены масштаба Евгения Плющенко не участвовали.
В полуфинале сильный результат предсказать было трудно. Билан пел, как и пел, двигался -- как двигался. Голос сырой, слабый, неинтересный, движения дерганые... Произношение квазианглийское не улучшил. Каша во рту, из песни ни слова не понятно. Забавно, что, говоря о Билане, постоянно обыгрывается строчка из песни в том духе, что-де «Дима просил поверить/верить ему». Ничего подобного Дима не «просил», потому что в песне нет подразумеваемого believe me («верь мне»), а есть нечто другое -- 'cos I've got something to believe in («потому что мне есть, во что верить»). Хваленый номер: три стройных парня в белом, с микрофоном, скрипкой и коньками. Дворец пионеров! Песня? Попробуйте прокрутить в памяти не припев с хуком, а хотя бы куплет, не говоря уж об интро или коде. Получилось? Ну здорово.
За годы участия в конкурсе победа на «Евровидении» стала идеей фикс. Проигрыши в этом безобидном действе воспринимались как личные оскорбления. Вот мы, дескать, поехали за границу, а нас там, оказывается, «не любят». Самое смешное, что чувствительному обывателю сам конкурс в его/ее стране едва ли нужен. Ну приедут музыканты в твой город. И народ, побросав дома банки с пивом и вязание, побежит на стадион? Да нет, будет сидеть у телевизоров. Телеканал заинтересован в трансляции, но едва ли мечтает тратить бешеные деньги на организацию конкурса.
Но раз уж выпало выиграть -- хорошо, что случилось это сейчас, когда статус состязания вырос. «Шоу для домохозяек» в конце 90-х незаметно сменило имидж. Теперь конкурс нужен всем. На него хотят попасть новые артисты, старые артисты, забытые артисты. Граждане новой Европы, старой Европы, Евразии и Азиопы. Почему? Потому, что шоу-бизнес переориентируется на европейский восток и Россию. Модная теория про страны «кирпича» в шоу-бизнесе работает так: Китай и Россия однозначно интересные рынки, Бразилия вроде бы тоже, в Индии всю жизнь все рок- и поп-звезды выступали.
Теперь обижаемся не мы, а страны-основатели. Сайт BBC сообщил, что многолетний британский ведущий сэр Терри Воган собирается оставить передачу из-за проигрыша чернокожего британца Энди Абрахама с тамошней «Фабрики звезд». И из-за политизации. «С самого начала все шло к тому, чтобы Россия стала политическим победителем», -- отметил сэр Терри. И посоветовал «западноевропейским исполнителям решить, нужно ли им это вообще». Он прав: Абрахам мог петь как угодно здорово, но подобный сухой фанковый стиль восточноевропейскими слушателями не воспринимается.
Победа убедительна. 272 итоговых балла против 230 у Украины (от которой выступала небезызвестная в тех краях Ани Лорак). Уже в середине голосования было понятно, что спасти Россию от триумфа может только чудо. Но и здоровая интрига была. Страсти накручивались. Множились слухи про проблемы со льдом. Интриги. Матримониальные обязательства Билана («Выиграю -- женюсь») -- как минимум два человека в этой победе были заинтересованы.
Деваться от «Евровидения» в уикенд было некуда. Три дня трансляций: два полуфинала плюс финал. Начинали вечные коллеги, Ольга Шелест и Антон Комолов, вышло у них странно, совсем не в духе этих веселых «близнецов». С Дмитрием Губерниевым у Шелест получилось лучше. Губерниев по любому поводу сыпал именами героев хард-рока, переживал за поражение финской группы, чей басист, по его словам, «сын Лемми Килмистера и внук Дио». Кто не в теме, поверьте: это довольно точно и смешно. Финал -- сразу на двух каналах, РТР и MTV. В воскресенье утром повтор MTV-эфира. Уф-ф!
Все знают, как себя вести при поражении -- кого ругать, кто виноват, что делать, а также что делать с теми, кто виноват: теленачальника долой, Европе -- сырьевую блокаду! Но никто не знает, как себя вести при победе. С MTV все просто -- молодежный канал на то и молодежный, чтобы кричать и переходить на личности. Правда, кое-кого из гостей прорывало на «оговорки по Фрейду» вроде «и хотя это Дима Билан, я все равно болею за Россию». Итоговое обсуждение на РТР ничем не отличалось от дискуссий на «Первом» в прошлые годы: и здесь никто не мог ничего сказать, кроме «Димымолодца». Все годы, что Россия безуспешно участвовала в конкурсе, комментаторы твердили, что-де «это все политика». Сейчас, когда политика «случилась» в нашу пользу, говорят иначе: а) России везет; б) Второй канал фартовый. Эти глубокие мысли текли до трех часов ночи. Про беспредельные таланты Димы пропели даже те, кто «по должности» таким подхалимажем заниматься не обязан, включая джазмена Игоря Бутмана. Все, разумеется, предсказывали победу, иные не сомневались в ней еще два года назад, но тем не менее все волновались.
Единственным гостем, что продемонстрировал вкус и профессиональную оценку музыки был АК Троицкий. В частности, доводя «придумку» до абсурда, он предложил «Кабаеву -- на подтанцовки, Нетребко -- на подпевки» и отвесил двусмысленный комплимент: идея усилить Билана скрипачом и фигуристом хорошая, потому что сам Билан «артист так себе». Но тут отца русской рок-журналистики зашикали-захлопали всякие псевдогламурные дивы и молодые люди. А также ведущая, которая в годы, когда Троицкий делал изумительную телепрограмму «Кафе Обломов», еще, наверное, в школе училась.
Наверное, конкурс действительно был неплох. Были и хорошие вокалисты, и сложные песни. В основном, конечно, средние певцы, никакие песни и как-бы-эпатажные номера. Этническая израильская песня -- такой, конечно, ничего не светило, зато ее не стыдно слушать вне контекста. А один из конкурсантов, Себастьен Телье (Франция), сам по себе небезызвестный артист, летом ожидается в Москве. В общем, конечно, чего брюзжать, считать чужие деньги и оценивать чужие вкусы. «Евровидение» пройдет у нас. Будем надеяться, что забавно. И что пройдет оно в Москве. А не в Сочи.
Александр БЕЛЯЕВ