Главная военная прокуратура России ответила отказом на просьбу передать в суд документы, которые могли бы пролить свет на обстоятельства
расстрела польских граждан, произошедшего весной 1940 года в катынском лесу близ Смоленска. Вчера Хамовнический суд рассмотрел жалобу родственников жертв Катыни, просивших
возобновить расследование, окончательно прекращенное в 2004 году. Как пояснила адвокат истцов Анна Ставицкая, ее клиенты даже не знали о том, что расследование «катынского дела» было прекращено российскими следственными органами, и тем более не были ознакомлены с соответствующим прокурорским постановлением. «Они все узнали из СМИ», -- подчеркнула г-жа Ставицкая. «Мы не можем представить в суд ни материалы дела, ни постановление о прекращении дела №159, так как эти материалы содержат государственную тайну», -- отвечая на запрос адвоката, заявил представитель Главной военной прокуратуры РФ. По его словам, 116 из 183 томов «катынского дела» имеют гриф «Секретно» или «Совершенно секретно».
В результате суд принял решение обратиться в Генпрокуратуру с запросом о том, насколько правомерной является позиция военных прокуроров. Рассмотрение иска родственников польских офицеров было перенесен на 5 июня -- к этому сроку судьи рассчитывают получить ответ. Адвокат Анна Ставицкая в свою очередь заявила о том, что ее не удивил итог рассмотрения дела в российском суде, и пообещала обратиться в Страсбург, в Европейский суд по правам человека.
«Для нас ответ ГВП не является чем-то новым. На протяжении трех лет мы обращались в эту инстанцию с запросами о рассекречивании материалов расследования катынского расстрела, и результат был аналогичным», -- заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» сотрудник научного центра правозащитного общества «Мемориал» Александр Гурьянов. По мнению этого эксперта, являющегося одним из активных участников «польской программы» «Мемориала», засекречивание этих материалов является противозаконным, поскольку нарушает действующий закон «О государственной тайне», согласно которому сведения о нарушениях прав человека и о преступлениях, совершенных должностными лицами государства, не могут быть отнесены к категории секретных.
Расследование «катынского дела» было прекращено ГВП в сентябре 2004 года на основании некоторых статей Уголовно-процессуального кодекса, в связи со смертью виновных. Было заявлено, что в ходе следствия, продолжавшегося в течение 14 лет, установлено точное количество поляков, содержавшихся в лагерях на территории СССР. Также установлена гибель 1803 польских граждан, из которых лишь 22 человека были идентифицированы. По версии польской стороны, в 1940 году в Советском Союзе было уничтожено более 20 тыс. солдат и офицеров, попавших в плен после перехода Восточной Польши под советский контроль (из них более 4 тыс. было расстреляно в Катыни). В 2006 году тогдашний главный военный прокурор Александр Савенков заявил о том, что следователям не удалось выявить факт геноцида в расстреле польских граждан. События в катынском лесу были классифицированы как «общеуголовные преступления, связанные с отдачей незаконных приказов, а также превышением должностных полномочий лицами высокого ранга».
«С одной стороны, руководство ГВП заявило о том, что им известны виновные, и их фамилии перечислены в постановлении о прекращении дела. Но, с другой стороны, поскольку постановление секретное, то и состав виновных, по их словам, не может быть обнародован», -- замечает Александр Гурьянов. Однако, вновь подчеркивает эксперт «Мемориала», позиция военных прокуроров является не только сомнительной с точки зрения морали, но и юридически необоснованной.