|
|
N°89, 23 мая 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эсхилу и не снилось
Александр Сокуров настаивает на политических мотивах отмены «Орестеи»
В Петербурге разгорелся очередной скандал. Как стало известно несколько дней назад, анонсированная постановка Александра Сокурова «Орестея» в Михайловском театре оперы Сергея Танеева не состоится. Сложнопостановочный спектакль по античному мифу позиционировался театром как имиджевый -- русская опера в интерпретации знаменитого российского режиссера, богатая и красочная. Несколько месяцев режиссер вместе с дирижером Андреем Анихановым, а также художниками Юрием Купером, Павлом Каплевичем и Олегом Молчановым разрабатывал постановочную концепцию оперы, которая более ста лет не знает сценического воплощения в России. Дирекция театра приняла без замечаний представленный макет. Хор начал репетиции, вместе с Еленой Образцовой (куратор оперы в театре) Сокуровым утверждены все исполнители главных партий, составлен график работ к премьере в ноябре.
И вот работа прервана. Режиссер Александр Сокуров связывает подобный финал с тем, что поставил свою подпись под очередным письмом деятелей культуры города в защиту исторического наследия Петербурга, направленным в Совет Федерации, Госдуму и Общественную палату. Во всяком случае, звонок директора театра Владимира Кехмана режиссеру последовал непосредственно после возникшего в городе скандала, связанного с покаянным отзывом своих подписей под письмом несколькими почетными гражданами города, что многие объясняли давлением властей.
Во вторник появилось интервью Сокурова городскому информационному порталу с обоснованием позиции режиссера, который с горечью отметил возобновление практики запрета на профессию по мотивам политическим. Там же опубликован комментарий г-на Кехмана, который утверждает, что постановка не состоится из-за ее дороговизны. А также перекладывает ответственность за прекращение работы на г-жу Образцову.
В ночь на четверг Сокуров был приглашен как гость в прямой эфир городского телеканала «100 ТВ», ведущего трансляцию одновременно и на радио «Балтика». Отвечая на вопрос о цене постановки, всемирно известный режиссер сказал, что ему не было предъявлено ни одного замечания по смете, как, впрочем, не показана сама смета ни в каком, даже предварительном варианте. В который уж раз Сокуров говорил и про возможный отъезд из города в целях самосохранения: лишая любого художника работы, его вынуждают к отъезду. Потому что кроме профессиональной деятельности у художника ничего нет. Но главное, как отметил Сокуров, все же в ином: он не видит никакого выхода из ситуации. Власти молчат. Гражданское общество почти полностью задавлено.
Совершенно очевидно, что диалог городских властей и неравнодушной общественности не складывается. Поэтому и появилось письмо в федеральные структуры. «Нам нужен третейский судья», -- отмечает в связи с этой ситуацией Александр Сокуров, поясняя, что ничего опасного или двусмысленного для властей в ней нет: волеизъявление народа -- обычная практика любой страны, которая признает себя демократической.
Вчера, впрочем, стало известно о закрытии популярного в Петербурге тонкого негламурного журнала «Город», в котором чувствовалась вполне независимая от официальной точки зрения позиция по многим горячим проблемам, прежде всего как раз по сохранности исторической застройки и памятников. Разумеется, объясняется закрытие издания его убыточностью.
Ольга ШЕРВУД, Санкт-Петербург