Грузинский лидер Михаил Саакашвили, чья победа на
президентских выборах 5 января была омрачена массовыми протестами оппозиции, укрепил легитимность своей власти
на парламентских выборах 21 мая. Теперь при обсуждении беспрецедентно сложных отношений с Москвой, а также проблем абхазского и южноосетинского урегулирования грузинский президент сможет уверенно ссылаться на 60% голосов, полученных его «Единым национальным движением» на выборах в 150-местный парламент.
Основная часть оппозиции шокирована этим разгромным счетом, но признавать итоги выборов все равно не намерена. Вчера поздно вечером лидеры оппозиции собрались в своем штабе, чтобы выработать стратегию дальнейших действий.
Помимо «националов», в парламент прошли также блок «Объединенная оппозиция: Национальный совет -- Новые правые» (16% голосов), «Христианско-демократическое движение» (8%) и лейбористы (почти 7%). Неожиданно пятипроцентный барьер не смогли преодолеть республиканцы: они не набрали даже 4% голосов. «Проведенный нами анализ показал, что Республиканская партия потерпела поражение в борьбе с насильниками и фальсификаторами», -- признал лидер партии Давид Усупашвили. Лейбористы заявили, что поддержат «Объединенную оппозицию» в борьбе против «сатаны» и «тирана» Саакашвили. Христианские демократы также предложили действовать координированно, однако это движение, образованное журналистами телекомпании «Имеди» незадолго до выборов, некоторые оппозиционеры подозревают в тайном сотрудничестве с властями.
На стороне президента и заключения наблюдателей. Миссия СНГ признала выборы «открытыми и гласными», о чем заявил ее руководитель, зампред Исполнительного комитета -- исполнительного секретаря СНГ Наурыз Айдаров. Представитель ОБСЕ Жоао Суарес заявил, что наблюдатели от этой организации (а их было 550 человек из 48 стран) не обнаружили таких нарушений, которые могли бы повлиять на итоги голосования. По его словам, нынешние выборы были «не лучшими», но «прогресс по сравнению с президентскими (состоялись 5 января. --
Ред.) очевиден».
Оппозиция же рассказывает о «всеобщих» нарушениях. В ночь после выборов на митинге перед Дворцом спорта представители «Объединенной оппозиции» объявили, что, по данным их параллельного подсчета голосов, они набрали 40%, на 7% опередив «националов». Это заявление было встречено аплодисментами. Молодежь радостно кричала, что не верит данным ЦИК. Впрочем, оппозиция вряд ли сможет вызвать новую мощную волну уличных протестов -- грузинский обыватель устал от потрясений. Самым радикальным ходом оппозиции, по мнению экспертов, может стать совместный отказ от мандатов. Но этот шаг произведет эффект лишь в том случае, если о нем договорятся все оппоненты власти.
Михаил Саакашвили предложил оппозиции признать результаты выборов, пообещав взамен сотрудничество без оглядки на количество мест в парламенте. «Невзирая на то будет ли у правящей партии большинство в парламенте, мы не намерены вносить конституционные поправки без консультаций с оппозицией. Мы не собираемся трогать основополагающие принципы нашей страны. Я сделаю все, чтобы у оппозиционных сил были все рычаги для контроля работы правительства», -- сказал президент. Саакашвили очень нужно, чтобы оппозиция работала в парламенте, спасая его имидж демократического руководителя.
В непризнанных республиках Абхазия и Южная Осетия, жители которых не участвовали в голосовании, вчера выражали тревогу по поводу победы пропрезидентских сил. В Сухуми и Цхинвали опасаются, что успех Саакашвили может негативно сказаться на обстановке в регионе. Однако в интервью «Времени новостей» спецпредставитель Евросоюза на Южном Кавказе, руководитель миссии наблюдателей ЕС Питер Семнеби выразил надежду, что после завершения выборов внутренняя ситуация в Грузии стабилизируется: «Это даст возможность серьезнее заниматься другими вопросами, в том числе налаживанием отношений с Россией и мирным урегулированием конфликтов». По его словам, «теперь уже и Россия, и Грузия прошли сквозь выборные периоды, складывается новая ситуация, и это обнадеживает».
Партия Михаила Саакашвили вела предвыборную кампанию под лозунгом «Дело вместо слов», обещая защитить социальные интересы различных слоев общества -- от военнослужащих до пенсионеров. Тех лидеров движения, что вызывали у народа наибольшую антипатию, Саакашвили вывел из политики либо перевел в структуры исполнительной власти, велев «меньше светиться по телевизору». Их места заняли бизнесмены, не поскупившиеся на предвыборную кампанию и выигравшие «делом» во многих мажоритарных округах. И если многие жители Тбилиси по-прежнему критично настроены к обещаниям партии власти, в регионах рейтинг «Единого национального движения» вырос.
«Оппозиция допустила слишком много ошибок, а главное, не сохранила единство, которое наблюдалось осенью прошлого года», -- объяснил «Времени новостей» тбилисский политолог Георгий Хухашвили. Наш собеседник полагает, что во внутренней политике Грузии происходит «отказ от строительства либерального общества, страна вступает в номенклатурный капитализм, власть и бизнес сращиваются -- такое можно было наблюдать несколько лет назад в России».