Сегодня генсек ООН Пан Ги Мун намерен встретиться с президентом -- старшим генералом Тан Шве -- военным правителем Мьянмы, сильно пострадавшей в начале мае
от разрушительного урагана «Наргис». Переговоры пройдут в Нейпьидо -- новой столице, расположенной в 400 км от бывшей столицы Янгон, делового центра 50-миллионной страны. Генсек Пан прибыл вчера в Мьянму, чтобы добиться от властей согласия на расширение международной помощи и приезд в страну координаторов этой помощи. Речь о спасении около 2,5 млн человек, потерявших кров и средства к существованию. По данным ООН, помощь, принятую Мьянмой от Китая, России и Таиланда, время от времени получает лишь четверть пострадавших. Ранее генсек несколько раз звонил Тан Шве по телефону и написал ему два письма. Ответа не было.
Вчера Пан Ги Мун разговаривал в Янгоне с премьером Мьянмы вице-старшим генералом Тхейн Сейном, его министрами, представителями национального Красного Креста и других неправительственных организаций. Затем вертолетом в сопровождении представителей 29 стран, включая Сингапур, Таиланд и Японию, он вылетел в рисовую житницу страны -- дельту реки Иравади. Именно по ней ударил ураган, жертвами которого стали 78 тыс. погибших и 56 тыс. пропавших без вести. По свидетельствам очевидцев, протоки и пруды там по-прежнему наполнены трупами.
Потрясенный генсек ООН призвал «сделать все для спасения людей и избегать политизации гуманитарной деятельности». В дельте Иравади ураган «Наргис» уничтожил 60% объектов инфраструктуры и три четверти школ, а гуманитарным миссиям удается доставить туда лишь треть необходимых грузов. Поблизости же с полными трюмами помощи стоят не получившие разрешения на вход в территориальные воды Мьянмы корабли ВМС США, Франции и Великобритании. «Мы будем держать их там -- трудно, понимаете ли, показать спину и уплыть», -- заявили в Пентагоне. Европарламент намерен призвать Совбез ООН помочь мьянманцам, не дожидаясь одобрения властей страны.
«Правительство в этот критический момент само понимает, что в истории страны никогда не было катастрофы подобного масштаба», -- сказал Пан Ги Мун перед отлетом в Янгон. На встречах с премьером Тхейн Сейном и главой МИДа генерал-майором Ньан Вином он настаивал на необходимости «взаимного доверия» между Нейпьидо и мировым сообществом: «Катаклизм оказался сильнее способности Мьянмы побороть его». Гость оставил запись в книге соболезнований МИД Мьянмы и возложил цветы перед статуей Будды в пагоде Шведагон, где сказал присутствующим: «Я пытаюсь донести надежду до вашего народа и сам надеюсь, что народ и правительство Мьянмы смогут скоординировать усилия так, чтобы работа с прибывающей помощью шла более организованно».
Визиту генсека предшествовала поездка в Мьянму координатора гуманитарных программ ООН Джона Холмса, назвавшего свои переговоры в этой стране «тяжелыми и разочаровывающими»: «Трудно понять, какому количеству пострадавших требуется помощь». Власти Мьянмы на днях разрешили использовать девять вертолетов ООН для доставки помощи непосредственно в пострадавшие районы. Ранее они принимали грузы лишь в Янгоне, обещая затем самостоятельно заняться их распределением.
В воскресенье под эгидой ООН и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в Янгоне откроется встреча стран -- доноров Мьянмы. Когда в среду генсек АСЕАН Сурин Питсуван встретился с премьером Мьянмы, тот оценил потребность в помощи в 11 млрд долл., настаивая, чтобы она шла «только по каналам АСЕАН». Доноры желают получить более детальные обоснования запроса, а также гарантии полной и немедленной доставки помощи жертвам стихии.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Аида Симония пояснила «Времени новостей», что с 1962 года Мьянма, прежде Бирма, «управляется военными, болезненно относящимися к критике их режимов демократиями западного образца, в 1970-е годы они принимали помощь только от Германии и Японии». По мнению эксперта, своими главными союзниками Нейпьидо считает Пекин, Дели и Москву. Мьянма вступила в АСЕАН в 1997 году, среди членов этой организации она полагается на Таиланд, которому продает газа на 2 млрд долл. в год, Индонезию и Вьетнам.
Запад ввел санкции против Мьянмы после разгрома генералами восстания в Янгоне 8 августа 1988 года. «Люди выступили под лозунгами восстановления демократии, было убито свыше трех тысяч человек. Санкции шаг за шагом ужесточались, в последний раз это произошло после подавления властями манифестаций буддийских монахов и оппозиции в сентябре 2007 года», -- поясняет эксперт. К тому же на Востоке «к цифрам отношение у всех сакральное, поэтому режим боится, что открытие страны для помощи с Запада подстегнет новые волнения в годовщину событий 8-го числа 8-го месяца 88-го года и осложнит проведение обещанных им в 2010 году выборов». Уже сейчас в Мьянме «многие молодые люди носят повязки с надписью «8888».
Г-жа Симония напомнила, что в регионе уже были прецеденты перерастания стихийных бедствий в политические трансформации: «В качестве катализатора политических новаций природные катаклизмы, подобные урагану «Наргис», в 1970 году привели к отделению от Пакистана его восточной части, ставшей независимой Бангладеш. В 2004 году после смертоносного удара стихии сепаратисты в индонезийской провинции Ачех помирились с властями».