Время новостей
     N°89, 23 мая 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.05.2008
Семь нянек
Сенаторы предлагают включить дошколят в национальный проект «Образование»
Даже относительно скромные успехи инициированной Владимиром Путиным программы стимуляции рождаемости выявили недостатки другого запущенного в бытность его президентом национального проекта -- «Образование». Чиновники, забыв, что успех школьного обучения зависит от общего развития и дошкольной подготовки ребенка, попросту не учли в образовательном нацпроекте детские сады, косвенно тем самым признав работающих там специалистов педагогами «второго сорта». К такому выводу пришли вчера участники парламентских слушаний по дошкольному образованию в Совете Федерации. Сенаторы предлагают уже в 2009 году восполнить этот пробел и ввести дополнительное материальное стимулирование дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

По словам члена комитета по образованию и науке Совета Федерации Зинаиды Драгункиной, «многовариантность» современной дошкольной подготовки и отсутствие механизмов контроля и стимулирования со стороны властей привели к снижению качества работы педагогов с детьми раннего возраста. «Появились такие формы дошкольного образования, как дополнительные группы краткосрочного пребывания для будущих первоклассников, семейные детские сады, группы 24-часовго пребывания, адаптационные группы, консультационные пункты и другие формы работы с дошколятами, но критериев контроля за качеством образовательных программ, которые там реализуются, нет», -- считает г-жа Драгункина. Наряду с этим, по ее словам, сохраняется и большой спрос на места в детсадовских группах. По данным на конец 2007 года, «детская» очередь в России насчитывала 1,3 млн семей.

Сенаторы предлагают включить ДОУ в нацпроект «Образование» и наряду с передовыми школами ежегодно поощрять инновационные детские сады грантами в размере 1 млн руб. А в качестве «пряника», который будет способствовать грамотности работников государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, ввести ежегодное денежное поощрение в размере 100 тыс. руб. лучшим педагогам и ежемесячной доплаты отличившимся воспитателям в размере 1 тыс. руб. «У многих органов госвласти регионов и муниципалитетов отсутствуют материальные возможности для предоставления бесплатного дошкольного образования, у дошкольных педагогов отсутствует достаточная социальная защищенность и остается низкой заработная плата», -- мотивировали они свое предложение.

Кроме того, по мнению г-жи Драгункиной, необходимо заполнить белые пятна в законодательстве об образовании, в котором в настоящее время, например, отсутствуют единые государственные требования к обязательному содержанию дошкольного образования и проведению госэкспертизы учебно-наглядных пособий. Многие регионы, по ее словам, настаивают на необходимости специального закона о дошкольном образовании.

В Минобрнауки, впрочем, не склонны ситуацию драматизировать. Как рассказала участникам слушаний начальник отдела департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Елена Низиенко, «отрицательную динамику по снижению количества детских садов в России удалось преодолеть» за счет строительства в регионах новых ДОУ, вывода из аренды зданий детских садов, используемых непрофильными организациями, а также развития новых форм дошкольного образования. Как пояснили «Времени новостей» в министерстве, не все регионы одинаково активны -- действительно стараются создать новые детсадовские места разве что в Москве и Курской области. Но масштабы дефицита мест в детсадах чиновники считают завышенными, поскольку в очереди около 63% -- это дети до трех лет, и далеко не все потом придут именно в детский сад. «Тех, кто реально нуждается в детском саде, гораздо меньше, -- полагают в Минобрнауки. -- Просто ажиотажный спрос заставляет мам записываться сразу после родов, вот и получается, что большинству место в детском саду нужно не по факту, а заранее».

Что касается материального стимулирования педагогов и самих ДОУ в рамках национального проекта «Образование», то «под козырек» эти задачи возьмут в том случае, если «президент и правительство дадут отмашку и добро». Что, видимо, маловероятно в связи с заявлениями президента Дмитрия Медведева на заседании президиума Госсовета в Тобольске в марте этого года. Тогда г-н Медведев заметил, что «реальная возможность поднять качество» таких социальных услуг, как дошкольное и внешкольное образование, -- это приход в эту сферу малого бизнеса. Видимо, поэтому не спешат в Министерстве образования и науки и с комплексным документом об образовании, который учел бы все нюансы обучения дошколят. Как рассказали корреспонденту «Времени новостей» в Минобрнауки, появится он не раньше 2010 года.

По мнению директора Ассоциации негосударственных образовательных организаций России Александра Моисеева, создать единые госстандарты как на дополнительное образование, так и на так называемую досуговую деятельность ДОУ вообще невозможно -- «уж очень она разнообразна». В беседе с корреспондентом «Времени новостей» он пояснил, что немногочисленные негосударственные учреждения можно эффективно контролировать с помощью добровольной сертификации и аккредитации, когда частник будет заинтересован в хорошей репутации. Например, московские власти создают добровольную систему сертификации услуг нянь и надомных воспитателей. На днях мэром Юрием Лужковым было подписано соответствующее распоряжение.

Впрочем, по мнению заместителя председателя комиссии по образованию и науке Общественной палаты России Любови Духаниной, «то, что Совет Федерации поднял вопрос о включении ДОУ в нацпроект, это уже старт». Она считает, что «маленьких детей и их педагогов несправедливо забыли» и для образования в целом «важно, чтобы дошкольные учреждения оказались в национальном проекте».

Юлия ХОМЧЕНКО
//  читайте тему  //  Реформа образования и науки