|
|
N°88, 22 мая 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Крик» вернулся в раму
Знаменитую картину норвежского экспрессиониста завтра покажут посетителям Музея Мунка
Почти два года понадобилось реставраторам, чтобы восстановить известные картины норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка «Мадонна» и «Крик». Полотна, которые были похищены из Музея Мунка в Осло в 2004-м, а обнаружены лишь в 2006-м, и в весьма плачевном состоянии, вчера вернулись в зал, где они ранее выставлялись. Правда, для посетителей зал откроется лишь 23 мая, сообщила глава совета музея Гро Баллас. Причем знатоки обнаружат изменения в атрибуции выставленной в Музее Мунка одной из четырех версий «Крика» -- теперь она датируется 1910 годом, а не 1893-м, как прежде.
Эти работы Мунка постигла участь многих известных картин, в которых публика определенного склада видит не столько художественную, сколько финансовую ценность, -- полотна, оценивающиеся экспертами более чем в 130 млн долл., стали добычей налетчиков. Да и вообще картины знаменитого норвежского экспрессиониста почему-то весьма ценятся в криминальном мире. За последнее десятилетие различные его полотна регулярно попадали в сводки криминальной хроники норвежской полиции. Но в Музее Мунка жулики действовали на удивление нагло. Как напоминает Lenta.ru, 22 августа 2004 года люди в масках проникли в здание музея, где, угрожая пистолетами, нейтрализовали охранников и, сняв на глазах у изумленных посетителей со стен несколько полотен, включая «Крик» и «Мадонну», скрылись на поджидавшей у входа черной «Ауди».
Власти Осло так и не дождались предложений о выкупе картин, как это было в 1994-м, когда исчезла другая версия многострадального «Крика» (правда, тогда на сделку с преступниками тоже не пошли, и картину вернули в ходе спецоперации с подсадными покупателями). Не всплывала информация о полотнах и на черном рынке. Поэтому руководители Музея Мунка даже вынуждены были обратиться через норвежские СМИ к преступникам, буквально умоляя их быть поосторожнее с работами «отца» экспрессионизма и уж тем более не уничтожать их как улики, в случае если полиция выйдет на след. Полицейским же понадобилось чуть более года, чтобы вычислить исполнителей преступления, -- уже в конце 2005-го обвинения в похищении были предъявлены пяти норвежцам. Все они отвергали свою сопричастность к этому громкому налету, однако позднее суд счел доказанным, что один из подозреваемых управлял черной машиной, другой планировал акцию, а третий в ней принимал участие. Налетчики были приговорены к лишению свободы на срок от пяти с половиной до девяти с половиной лет. Еще двое задержанных были оправданы. Но свершившееся в мае 2006-го торжество правосудия не приблизило торжества музейщиков -- обнаружить картины так и не удалось. Администрация Осло даже выразила готовность выплатить 2 млн крон за информацию о местонахождении «Крика» и «Мадонны».
О том, что картины найдены, полицейские сообщили в августе 2006 года. Подробности операции не разглашались, но было заявлено, что выкуп за «Крик» выплачен не был. Судя по состоянию полотен, условия их хранения были отнюдь не музейными -- на поверхности были отчетливо видны царапины и следы влаги, края надорваны. Вернуть картинам их первозданный вид, не прибегая, как выражаются представители музея, к «необратимым действиям», за два года так и не удалось. Поэтому было принято решение оставить «на память» о злоключении темное пятно в левом нижнем углу «Крика».
Зато в ходе реставрации экспертам удалось обнаружить некоторые факты, которые свидетельствуют о том, что именно эта версия картины на 17 лет младше, чем самая первая -- из Национальной галереи. Та была написана в 1893 году и, как и вся серия работ «Край жизни», является своеобразным отражением психологического состояния художника, переживавшего в тот момент тяжелую депрессию, вызванную смертью матери и сестры. Теперь представители Музея Мунка утверждают: анализ краски и мазков на найденном «Крике» свидетельствует о том, что более точной датой написания этого «Крика» является 1910 год.
Глава совета Музея Мунка в Осло Гро Баллас готова уже завтра открыть для широкой публики отреставрированные картины «отца» экспрессионизма
Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ